Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – определить понятие, структуру и виды правового статуса личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определение правового статуса личности;
-выяснить какую структуру представляет;
-определить какие виды правового статуса существуют.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура правового статуса личности……………………….5
2. Виды правового статуса личности.………………………………………………9
3. Правовое положение личности в Российской Федерации………..13
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………………23
Общий правовой статус — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Конституцией страны и не зависит от различных текущих обстоятельств, например, перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом. Сюда не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и других ситуаций. Если бы права и обязанности последней из упомянутых групп были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы разный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества. Он не может быть изменен без ведома государства, законодателя.
Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, фермеров, участников войны и т.д.). Указанные слои, базируясь на общем статусе гражданина, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Совершенствование этих статусов — одна из задач юридической науки.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.). Твердое знание каждым своего статуса, своих прав, обязанностей, возможностей — признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами8.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданина своего государства (общий статус), члена определенного слоя или группы (родовой статус), неповторимой личности (индивидуальный статус). Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных — ровно столько, сколько граждан.
Некоторые авторы в числе элементов правового статуса называют правовой долг, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм, справедливость. Вряд ли это оправданно. Указанные и некоторые другие явления выступают в качестве принципов, черт, предпосылок правового статуса, которые, безусловно, пронизывают, сопровождают его, но не входят в него как самостоятельные компоненты.
На первый взгляд, тот или иной «набор» элементов правового статуса носит сугубо формальный характер. Однако это не так, ибо речь в конечном счете идет об адекватности или неадекватности отражения данным понятием реальной правовой действительности, полноте или неполноте охвата предмета. Включение в правовой статус новых элементов обогащает его не количественно, а качественно.
Когда-то правовой статус личности отождествлялся с ее правосубъектностью и таким образом состоял из одного элемента. Затем его стали определять как совокупность прав и обязанностей, а сейчас он охватывает около десятка элементов. Эта эволюция — результат развития науки, практики. Изменяется объект — изменяется и понятие, наполняется более широким и глубоким содержанием.
Но широкая трактовка правового статуса не означает охвата им всего и вся, т.е. таких ингредиентов, которые составляют лишь его необходимую среду, обеспечивают нормальное функционирование и развитие. Включение в это понятие новых элементов должно быть продуманным и объективно обусловленным.
Современный правовой статус личности характеризуется острыми противоречиями. На него оказывает воздействие масса неблагоприятных факторов и прежде всего — общая кризисная ситуация в стране, разлад политической и правовой систем, структур власти и управления. Союзные законы либо не действуют, либо используются лишь отчасти, а новые в полном объеме еще не созданы9.
3.Правовое положение личности в Российской Федерации.
Правовое положение личности в государстве
определяется широтой прав, предоставленных
каждому члену общества, их реальностью,
равенством всех перед законом, единством
прав и обязанностей, сочетанием личных
и общественных интересов.
Однако
мало провозгласить определенные права
и свободы - главное материализовать их,
претворить в жизнь. А это более сложная
задача. С одной стороны - общество, наконец,
осознало необходимость и безусловную
ценность естественных и неотъемлемых
прав человека, присущих ему от рождения,
с другой - оно пока не в состоянии обеспечить
их полное и гарантированное осуществление10.
Права и свободы человека легко постулируются
на бумаге, но очень трудно реализуются
в жизни. В президентском Послании Федеральному
Собранию РФ 1995 года Б.Н.Ельцин отметил:
«Нам удалось провозгласить многие права
и свободы граждан. С гарантиями этих прав
дела обстоят значительно хуже. Российская
газета 17 февраля 1995г.
В этот период
Россия находилась в условиях разрушенной
экономики и утерянных позиций на мировых
рынках - она была вынуждена одновременно
восстанавливать государственность и
создавать новую для нее рыночную экономику.
Защищать - в борьбе с международным терроризмом
- целостность страны и отстаивать демократические
завоевания народа.
В 2000 году Президентом РФ был избран В.В.Путин.
Ежегодно обращаясь с Посланием к Федеральному
Собранию, он говорит о результатах, которые
были достигнуты в политической, экономической,
социальной, культурной сферах жизни общества,
ставит цели дальнейшего развития страны.
В Послании
Федеральному Собранию в 2004 году В.В.Путин
отметил: «Россия перешагнула непростой,
но очень важный рубеж. И впервые за долгие
годы стала политически и экономически
стабильной страной, страной независимой
- и в финансовом отношении, и в международных
делах. Государство ставит перед собой
цели - это высокий уровень жизни в стране,
жизни безопасной, свободной и комфортной.
Это - зрелая демократия и развитое гражданское
общество. Это - укрепление позиций России
в мире, а главное - значимый рост благосостояния
граждан».
Сегодня словам мало кто верит, так как
высокие идеи и суровая действительность
расходятся11.
Правовой статус иностранцев
- тема, приобретающая все большую
актуальность в России. Связано
это со многими факторами:
Кроме того, за последнее десятилетие на законодательном уровне в регулирование правового положения иностранцев в Российской Федерации были внесены многочисленные изменения. Россия присоединилась к целому ряду международных конвенций, затрагивающих статус иностранцев; были приняты новые законы о правовом положении иностранцев в Российской Федерации, о гражданстве в Российской Федерации, о беженцах и о вынужденных переселенцах.
Необходимость принятия нового законодательства определялась тем, что вопросы правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, не были должным образом урегулированы.
Принятие Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" и Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" было также обусловлено необходимостью сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности, дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития страны. Законы позволили ввести новую систему учета находящихся в России иностранных граждан, упорядочить их регистрацию, предупреждать неконтролируемую миграцию иностранных граждан, пересмотреть и оптимизировать ряд законодательных положений о гражданстве, привести институт гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями, и решить другие не менее актуальные задачи.
Однако утверждать, что в настоящее время законодательно урегулированы все проблемы, по-прежнему нельзя. Появление большого количества проблем в ныне действующем законодательстве было неизбежным, учитывая особенности своеобразного исторического пути России, а также недавний распад общественного строя и в связи с необходимостью внесения значительных изменений в законодательство12.
Основополагающую роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены рядом соответствующих нормативно-правовых актов, прежде всего конституционными федеральными законами, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» и другие.
Следует
подчеркнуть, что институт
Действительно,
во всех сферах отношений,
Поэтому
неудивительно, что
К предмету
прав и свобод человека в
этой области относится
Понятие
«основы» отражает, прежде всего,
систему взаимоотношений
1. Во-первых,
правовые установления, связанные
с определением принадлежности
к гражданству и