Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

При написании работы передо мной стояли цели:

1.Определить понятие правового статуса личности;
2.Проанализировать основные виды правового статуса личности;
3.Субъективные права и юридические обязанности как основа правового статуса личности.
Задача моей работы – наиболее углубленное рассмотрение представленной темы.

Содержание

Введение.

1.Понятие и структура правового статуса личности.
2.Характеристика видов правового статуса личности.
3.Субъективные права и юридические обязанности как основа правового статуса личности.
Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Правовой статус личности.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Конституция предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Данное положение также закреплено впервые, и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня - это безусловная норма13.  Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

       В историческом контексте современные  исследователи выделяют три поколения  прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями, закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской); второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР

(право  на труд, отдых, социальное обеспечение,  медицинскую помощь и т.д.); они  дополнили собой прежние права,  получили отражение в соответствующих  документах ООН; третье поколение  - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь и т.д.). Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

     Что касается различий между правами человека и правами гражданина, о чем также полемизируют в науке, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем

       Во-первых, права человека могут  существовать независимо от их  государственного признания и  законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

     Важнейшие отличительные особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что  они даны человеку от природы, носят  естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

     В целом все современные политические, социальные, экономические и юридические  новации вполне укладываются в традиционное общепринятое учение о субъективном праве, ибо главное в этом учении - это возможность притязать на конкретный минимум социальных благ и определенное поведение соответствующих контрагентов (общества, государства, должностных лиц, правообязанных граждан, органов, организации), обращаться в компетентные инстанции за защитой своих интересов, опираясь на прямое действие новых конституционных законов и деклараций.

     Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они - условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе. Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении14.

     Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного лица, а о конечном счете - целям и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий рыхлый и неуправляемый анархосиндикат. Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

     Корреляция  прав и обязанностей создает уравновешенное общественное состояние, иначе говоря - режим наибольшего благоприятствования  для повседневной жизнедеятельности людей. Такое сочетание выражает разумный баланс интересов всех членов и составных частей общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и социального компромисса между ними. Это средство гармонизации интересов государства и личности, а также интересов граждан в их взаимоотношениях друг с другом. Иным путем трудно добиться желаемого социального эффекта. Юридическая обязанность - вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и "умиротворение" в жизнь.

     Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые  понятия. Известно, что любая правовая норма носит представительно-обязывающий характер и уже, поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанность - способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность - область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою "несвободу" и связанность ради общего блага.

     Функциональное  назначение юридических обязанностей - корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в  общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе.

     Все эти функции тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в "одной связке", а не порознь. Обязанности - обратная сторона прав.

     Принцип сочетания прав и обязанностей получил  отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности  перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод гражданином требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе"15.

     В Международном пакте о гражданских  и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет  обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Исходя из этих общих  положений, соответствующие государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к конкретным условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов.

     В ныне действующей Конституции обязанности  граждан отражены весьма слабо. В  ней зафиксирована лишь необходимость  соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество.

     Между тем в приведенных выше международных  пактах о правах указываются и  другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это известное отступление от общепринятых стандартов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     В заключение хотелось бы добавить, что  полное и реальное представление  о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

     Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как  бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

     Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных  общественных отношений.

     В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

     В-четвертых, категория правового статуса  позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

     В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В логосударствснном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

     Личность – это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъективностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.

     Однако  для характеристики личности в ее взаимодействии с другими социальными  институтами используются уже иные понятия.

     Таким образом, правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2006. – 53
  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2006. – 57
  3. Всеобщая Декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН //Российская газета 5.04.1995
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 на 1496 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 на 1496 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН
  6. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. – 1998 – 456 с.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
  8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 345 с.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное. – СПб.: Издательство Юридического института., 2001 – 352 с.
  10. Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов, М.: Юрист, 1999. – 304 с.
  11. Комментарий к Конституции РФ под редакцией Л.А. Окунькова, издательство Бек. – М, 1996
  12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.
 
 
  1. Протасов  В.Н. Теория права и государства: Учебник. - М.: Новый Юрист, 1999. – 361 с.
  2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 776 с
  3. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. №2.

Информация о работе Правовой статус личности