Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа А.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Я считаю, что в современном российском обществе притупилось чувство непримиримости к недостаткам, порой критику расценивают, как попытку в первую очередь подорвать авторитет руководителя. Как известно, критика и самокритика есть испытанный метод разрешения неантагонистических противоречий, трудностей в обществе, отсутствие которых неизбежно ведет к нигилизму.

     Судебная  форма рассмотрения возникающих  противоречий в ходе как нормотворческой, так и особенно правоприменительной деятельности призвана служить подлинным гарантом против произвола бюрократии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.23

       Право на судебную защиту относится  к числу важнейших исконных, неотъемлемых  прав человека. Оно закреплено  как во Всеобщей декларации  прав человека, так и в Декларации  прав и свобод человека и  гражданина.

     Я полагаю, что потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией.

     Чем уязвимее становятся основные конституционные права - на труд, здоровье, имущество, жилище, чем незащищенней чувствует себя россиянин перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций.24

     Однако  не все так просто, как кажется  на первый взгляд, ибо несовершенство судебной деятельности (а наше судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам еще далеко от совершенства) подчас воспринимается гораздо более негативно, чем промахи законодательной и исполнительной власти, чьи решения в обыденном сознании носят, как правило, абстрактный, отвлеченный характер. Невозможность на протяжении длительного времени добиться рассмотрения и разрешения порой жизненно важного для человека спора (трудового, жилищного, семейного и т. д.) воспринимается им остро и болезненно, как наглядное проявление бессилия государственной власти и ее равнодушия к нуждам, проблемам и заботам простых людей. 25

       Также у меня вызывает сомнение и безусловное соблюдение провозглашенного принципа равенства сторон перед законом и судом. Этот принцип не всегда соблюдался и в прежние времена, когда общество было гораздо более однородно и в социальном, и в имущественном отношении. Тем более сомнительна его последовательная реализация в условиях стремительного имущественного расслоения, резкого увеличения разрыва между доходами наиболее состоятельных и наименее обеспеченных слоев населения. Более того, если прежде неравные возможности для защиты прав и интересов были обусловлены, как правило, неравным имущественным положением субъектов спора, то сейчас (особенно в так называемых горячих точках России) серьезным препятствием для обеспечения подлинного равенства россиян перед законом и судом служит порой обострение национальных противоречий, национальная принадлежность того или иного участника дела.

       Отмеченные примеры расхождения  конституционных положений с  практикой их реализации вызывают озабоченность, потому что такое несоответствие подрывает уважение к суду, доверие к власти, авторитет Конституции РФ.

     Но  в то же время большой оптимизм у меня вызывает тот факт, что глава Конституции РФ, посвященная осуществлению правосудия в стране, названа "Судебная власть". Тем самым подчеркивается ее роль и значение как одной из полноправных ветвей государственной власти в стране. Более того, именно эта власть в наше неспокойное время способна и призвана стать гарантом стабильности и правопорядка, "хранительницей гражданского мира" в системе сдержек и противовесов не только в теории, но и на практике.

§2. Система гарантий прав, свобод и обязанностей личности

     Традиционно систему гарантий прав, свобод и  обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические).26

     Неразрывность правового статуса личности и  его юридических гарантий у меня не вызывает сомнений.

     Я считаю, что правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер.

     Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок  реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.27

     Юридические гарантии непосредственно входят с точки зрения структуры в правовое положение личности. Следует считать обоснованным высказанное в литературе мнение о необходимости подразделения юридических гарантий на гарантии реализации и охраны.

     Однако я считаю, что выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего, в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормальный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они "не срабатывают" вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. По моему мнению, гарантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразделение скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и собственно регулирование.

       Гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса (профилактическая деятельность, предупреждение неправильной реализации, других отрицательных моментов, влияющих на реализацию правового статуса личности). 28

       Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, свобод и обязанностей личности требуют, я считаю, дальнейшего совершенствования юридических гарантий правового статуса. Речь идет о совершенствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию.

     Цель  совершенствования системы юридических  гарантий прав и обязанностей граждан  состоит в установлении наилучшей  сбалансированности правовых средств  обеспечения правомерной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей и средств их защиты и охраны в целом.29

       Совершенствование системы юридических  гарантий должно идти не только  по этим направлениям, но и  по линии закрепления в нормах  права стимулирующих гарантий в целях повышения социально-правовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для своих действий юридическую базу в виде гарантий.

       Таким образом, реализация правового  статуса личности связана с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необходимой совокупности свойств, признаков, качеств - от общественно-политических, трудовых, нравственных до мировоззренческих, характеризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-политической активности личности. 30

     Юридические гарантии - это система взаимосвязанных  форм и средств (нормативных, институциональных  и процессуальных), обеспечивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определенных прав и соответствующих им обязанностей, конструктивное выражение принципа "самозащиты" права.31 Они воплощают собой идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат вместе с тем и защитным механизмом для других, и наоборот.32 И лишь в таком общем контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий прав и свобод личности могут реально выполнить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, а таковыми в конечном счете могут быть лишь правовое государство и правовые законы.

     Общими  гарантиями принято считать экономические, политические, идеологические, которые  представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.33

       Некоторые авторы из политических  гарантий в самостоятельную группу  выделяют социальные, а идеологические  гарантии рассматривают как составную  часть духовных. Следует согласиться с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеологических в состав духовных - нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

       Экономические гарантии являются  определяющими в системе гарантий, так как создают такие материальные  условия, которые обеспечивают  наиболее полное удовлетворение  растущих материальных и духовных  потребностей личности. Экономическими гарантиями  выступают, прежде всего, различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.34

       Социальные гарантии углубляют  реальное содержание правового  статуса личности на основе  принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей, как для каждой личности, так и для всего общества.35

       В юридической литературе верно  отмечается, что в условиях формирования  демократического правового государства, перехода к рыночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социальной защищенности самых широких слоев трудящихся масс.36 Переход к рынку объективно требует внесения качественных изменений в отечественную "нерыночную" систему социальной защищенности, которая является обязательным элементом цивилизации общественного устройства.

       Социальная защищенность человека  в обществе определяется реализацией  его права на определенный  уровень благосостояния, отраженный  в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормозом жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство становится источником социальных потрясений.

     Современная система социальной защиты могла  бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а  это требует ее обновления по следующим  направлениям: платное распределение  жилья с учетом качества квартир  в сочетании с бесплатной передачей его части главным образом малообеспеченным семьям; проведение разумной политики доходов, состоящем в снятии "верхних" ограничений размера заработка при условии увеличения конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельности, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т. п.); смягчение роста цен компенсациями, в первую очередь, малоимущим слоям населения, введение "индексации доходов", т. е. пересчет фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия), пропорционально росту цен, расчет минимального потребительского бюджета (то, что называется чертой бедности); организации мер по трудовой занятости населения (открытие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, переквалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплата пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности работы специализированных государственных органов, занятых трудоустройством населения, и т. д.

       Становление социального государства  означает переход к тому, что  можно назвать современной демократией  в узком смысле. Социальное государство  - это не только и не столько программы помощи неимущим, сколько принятие государством ответственности за поддержание

стабильности  экономического положения граждан, что стало неизбежностью при  ослаблении традиционных социальных связей в обществе.

     Политические  гарантии - это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории.37 Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой, по словам В. И. Ленина, никакой власти, кроме власти их собственного объединения.

       Идеологические гарантии - мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

Информация о работе Правовой статус личности