Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:25, курсовая работа
Цель работы - последовательно рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности, а также раскрыть содержание правового статуса личности, основываясь на Конституции РФ.
Задачи – изучить понятие правового статуса личности, его элементы и виды.
Введение 5
1. Общее понятие правового статуса личности 7
1.1. Понятие правового статуса личности 7
1.2. Элементы правового статуса личности 9
1.3. Виды правового статуса личности 13
2. Правовой статус личности в РФ 16
2.1. Личные права и свободы 16
2.2. Политические права и свободы 27
2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы 33
2.4. Основные обязанности человека и гражданина 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЁВА»
факультет юридический
кафедра государственного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
Автор курсовой работы________________________
Специальность 030501 юриспруденция
Руководитель работы
канд. юр. наук ______________________________
Саранск 2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. П. ОГАРЁВА»
факультет юридический
кафедра государственного и административного права
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Голубев С.С.
1 Тема: Правовой статус личности в России
2 Срок представления работы к защите 27.12.2011
3 Исходные данные для научного исследования: Конституция РФ, международные договоры, теоретическая и монографическая литература
4 Содержание курсовой работы
4.1 Общее понятие правового статуса личности
4.2 Правовой статус личности в РФ
Руководитель работы
Задание принял к исполнению
Содержание
Введение
1. Общее понятие правового статуса личности
1.1. Понятие правового статуса личности
1.2. Элементы правового статуса личности
1.3. Виды правового статуса личности
2. Правовой статус личности в РФ
2.1. Личные права и свободы
2.2. Политические права и свободы
2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
2.4. Основные обязанности человека и гражданина
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа содержит 33 страницы, 12 источников.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ, ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ, ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ, ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Объектом изучения является правовой статус личности в России.
Цель работы – последовательно рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности, а также раскрыть содержание правового статуса личности, основываясь на Конституции РФ.
В процессе работы использовались системный, сравнительно – правовой, статистический, диалектический методы, а также метод формально – юридического анализа.
В результате исследования изучено понятие правового статуса личности, его виды и элементы.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – изложенный в данной курсовой работе материал может быть использован в рамках учебного процесса.
Эффективность – повышение качества знаний студентов по данной теме.
Введение
Актуальность темы. Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются самой важной функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественная деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.
Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус. Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Проблема правового статуса личности всегда была и остается, по сей день наиболее важной, так как правовой статус личности является юридически закрепленным положением личности в обществе. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека.
Все это обуславливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов правового статуса личности, изучение его элементов, видов и особенностей в правовом государстве.
Объект работы - институт правового статуса личности.
Предмет работы - правовой статус личности, как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.
Цель работы - последовательно рассмотреть понятие и элементы правового статуса личности, а также раскрыть содержание правового статуса личности, основываясь на Конституции РФ.
Задачи – изучить понятие правового статуса личности, его элементы и виды.
Теоретическая основа – труды и литература по Конституционному праву РФ и Теории государства и права.
Методологическая база: при написании данной работы использовались общенаучные и специальные методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, восьми подразделов, заключения и списка использованных источников.
1. Общее понятие правового статуса личности
1.1. Понятие правового статуса личности
Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы человека. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства ».
Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством – праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.
Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенных в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.
Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус – это часть, элемент общества8.
8. Марченко М.Н., Теория государства и права, 1996г.
1.2. Элементы правового статуса личности
Правовой статус – это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.
В структуру правового статуса входят следующие элементы:
1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;
2. правосубъектность;
3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности;
4. гражданство;
5. юридическая ответственность;
6. правовые принципы;
7. правоотношения общего (статусного) типа.
8. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.
При этом, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Правовые нормы, устанавливающие данный статус.
В российском законодательстве это Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем Конституция Российской Федерации 1993 года.
Правосубъектность – включает в себя два понятия: дееспособность и правоспособность, которые должны присутствовать у каждого человека данного государства.
Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права, и нести определенные обязанности.
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их.
Основные права и обязанности.
Государственно-правовая наука, используя классификационные основы, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли:
1)социально-экономические права и свободы граждан;
2) политические права и свободы граждан;
3) личные права и свободы граждан.
Однако систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности.
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально экономические права и свободы.
Законные интересы предполагают увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение – представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.
Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.
Иначе говоря, является человек гражданином Российской Федерации или иностранцем, или человеком с двойным гражданством. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и апатриды (люди без гражданства). Их объем прав всегда меньше, чем у граждан.
Юридическая ответственность - это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Это позитивная ответственность и негативная. Позитивная – мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью.
Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.
Правовые принципы, в основу правового статуса личности, заложены Конституцией Российской Федерации, они содержатся в первой главе, которая называется «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ» В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека., а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации.
В Главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом).
Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации.
Права и свободы человека являются неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому права и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства.
Права и свободы человека и гражданина являются постоянно действующими. Это означает, что Конституция как закон государства обладает возможностью прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.
Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом. Это значит, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, места жительства, положения в обществе, отношения к религии, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.
Правоотношения общего (статусного) типа – это правоотношения, возникающие между человеком и государством.
Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.
1.3. Виды правового статуса личности
Различают различные виды правового статуса личности:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества5.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и,
5. Баглай М.В. Конституционное право РФ, учебник для вузов.
следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
2. Правовой статус личности в РФ
2.1. Личные права и свободы
Личные (гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне.
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо6.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
В действующей Конституции личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
6. Бессараб Н.Р., Личность в российском праве и законодательстве, 2007г.
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность. Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно лишить жизни. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, наркотиков и прочее.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Характерно, что ст. 20 Конституции в ч. 1 закрепляет право на жизнь, а в ч. 2 содержит положения о смертной казни. Такая связка этих положений в одной статье логична, поскольку ч. 2 определяет те исключительные обстоятельства, когда государство само может отнять у человека жизнь по судебному приговору к смертной казни. В настоящее время в России установлен мораторий на применение смертной казни. Она заменена пожизненным заключением. Временный характер сохранения смертной казни зафиксирован и в самой Конституции. При этом оговаривается исключительный характер этой меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, при предоставлении обвиняемому возможности рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей.
Конституция РФ устанавливает право на государственную охрану достоинства личности и подчеркивает, что ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21).
Понятие "достоинство личности" имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание. Впервые оно было применено во Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней понятие "достоинство" выделяется как особая категория наряду с правами и трактуется как присущее всем членам человеческой семьи. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".
В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам (ч. 2 ст. 21).
Понятие "достоинство личности" применимо ко всем людям. Содержание понятия "достоинство личности" в теории прав человека пока не определено, но в практике защиты достоинства оно используется широко.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).
Весьма важное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу человека. Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем.
Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека.
Конституция устанавливает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Законодательство предусматривает ряд гарантий от незаконного ограничения свободы. Гарантия этому - установление ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, вынесение заведомо неправосудного приговора, за заведомо незаконный арест и задержание.
Важное значение имеет конституционное закрепление права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23). Нормативные акты гарантируют соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, устанавливают юридическую ответственность за нарушение такой тайны. Расширяются объекты защиты путем включения различных форм электронных носителей информации.
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Только в строго определенных законом случаях и при соблюдении определенного порядка государственные органы могут знакомиться с корреспонденцией граждан. Так, в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Эти конституционные нормы конкретизируются в федеральных законах "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.), "Об оперативно-розыскной деятельности от 12 марта 1995 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) и в других актах.
Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).
Конституция устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).
Существенный элемент свободы человека - неприкосновенность жилища. В ст. 25 Конституции РФ установлено: жилище неприкосновенно. Никто не имеет права без законного основания проникать в него, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В определенных, строго ограниченных случаях при соблюдении установленного законом порядка компетентные государственные органы вправе проникнуть в жилище человека и против его воли, совершить там обыск. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Этому посвящены специальные правовые нормы, в первую очередь - уголовно-процессуального права.
Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. (в ред. от 23 января 2004 г.), к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.
Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26).
В Конституции РФ фиксируется и такая важная сторона свободы человека, как право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ (ч. 1 ст. 27).
На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 2 ноября 2004 г.).
Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-
Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 29 июня 2004 г.) по содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну. Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.
Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:
1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания этих служб;
3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.
Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.
В Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).
Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация - светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону. Они не выполняют функции органов государственной власти и местного самоуправления, не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.
Государство не вмешивается в воспитание детей родителями (или лицами, их заменяющими) в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Каждый человек имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Религиозные организации могут создавать образовательные учреждения. Вместе с тем и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях их администрация предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
Положения Конституции РФ конкретизируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 29 июня 2004 г.) "О свободе совести и о религиозных объединениях". В нем предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.
Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.
Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).
Закрепляя фундаментальную общечеловеческую ценность - свободу мысли и слова, Конституция РФ вместе, с тем гарантирует, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29). В то же время не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).
К названному праву тесно примыкает право на информацию - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Гарантируется свобода массовой информации, провозглашается запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).
В Законе РФ от 6 октября 1992 г. "О государственной тайне" (в ред. от 21 июля 2003 г.) запрещается засекречивание сведений в области здравоохранения, демографии, сельского хозяйства, о привилегиях, о нарушениях прав, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Человек не должен подвергаться никакому неправомерному воздействию на его мозг и сознание - медикаментами, техническими средствами, незаконными экспериментами.
Закон РФ от 27декабря 1995 г. "О средствах массовой информации" (в ред. от 21 июля 2005 г.) запрещает использование технических средств для воздействия на мозг человека - электронно-лучевых и электромагнитных (25-й кадр и др.).
Закон РФ "О средствах массовой информации" предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.
В ст. 29 (ч. 4 и 5) этого Закона установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным образом. Гарантируется свобода массовой информации.
Однако не допускается злоупотребление свободой массовой информации, использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Средства массовой информации - сильное средство воздействия на политическое поведение людей, на их политическое сознание. Поэтому часто данные свободы и права относят к политическим, хотя их содержание выходит далеко за пределы политики.
2.2. Политические права и свободы
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам.
Особенности данных прав:
- они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
- в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
- самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
- являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:
1) право на объединение (ст. 30);
2) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
3) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);
4) право граждан РФ на обращения (ст. 33).
Естественный характер прав и свобод гражданина обусловлен тем, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
Политические права и свободы тесно связаны с суверенитетом народа, обеспечивают гражданам участие в политической жизни, осуществлении государственной власти, управлении делами государства, позволяют оказывать влияние на властные структуры.
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма касается и политических прав и свобод.
Центральное место в системе политических прав и свобод занимает право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Указаны и главные формы осуществления этого права. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции). Рассматриваемое право осуществляется гражданами в различных формах как непосредственно, так и через представителей.
Участие в управлении делами общества и государства реализуется посредством выборов, референдумов, собраний, через местное самоуправление и т.п.
В Конституции РФ закреплен ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, права на равный доступ к государственной службе, права участвовать в отправлении правосудия.
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Законодательство различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.
При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах.
Конституция РФ фиксирует активное и пассивное избирательное право граждан - право избирать и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако некоторые категории граждан не имеют права избираться и быть избранными: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум и выборы имеют общие черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном прямом и тайном голосовании граждан; их результаты, решения обладают юридической силой. Отличия между выборами и референдумом заключаются в характере решаемого вопроса. При выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент; при референдуме решается конкретный вопрос (вопросы) государственного или местного значения.
Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет в качестве одного из принципов службы равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными, и деловыми качествами гражданского служащего.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" определяет условия и основания привлечения граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей; требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, в федеральных судах всех субъектов федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих социальных и общественно-политических проблем.
Проявлением политического плюрализма, свободы самоорганизации людей является право каждого на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 конституции). Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ). Однако нельзя принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30).
Граждане РФ активно пользуются правом на объединение, которое включает право создавать на добровольной основе общественные объединения, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон "Об общественных объединениях", принятый 19 мая 1995г (действует в редакции от 2 ноября 2004г) предусматривает различные организационно-правовые формы их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных компаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем.
Одной из массовых общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 9 мая 2005г.).
Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право (свобода) - собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование (ст.31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.
Для реализации этого права принят Указ Президента РФ от 25 мая 1992г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования". В нем установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка организации проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991г. о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Таким образом, вместо разрешительного порядка был установлен уведомительный. Федеральный закон от 19 июня 2004г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" названные акции обобщил единым понятием "публичное мероприятие". Закон устанавливает дефиницию каждой конкретной формы публичного мероприятия, различия между ними.
2.3. Экономические, социальные и культурные права и свободы
Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют экономические, социальные и культурные права и свободы.
Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.
Их перечень начинается со свободы экономической деятельности: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Однако не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом (ст. 34).
Признается и охраняется законом право частной собственности (ч. 1 ст. 35). Это означает, что каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Лишить имущества можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35).
В ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Конституция РФ провозглашает свободу труда, подкрепляя это запретом на принудительный труд (ст. 37). Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям опасности и гигиены; право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Это отвечает реалиям формирующихся рыночных отношений.
Им же соответствует и право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 3 ст. 37).
Фиксируется и право каждого на отдых (ч. 3 ст. 37). Закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору: установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Конституция РФ устанавливает государственную защиту материнства, детства, семьи (ст. 38). Забота о детях, их воспитание рассматриваются как равное право и обязанность родителей; закрепляется также долг трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
Среди социальных прав важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В то же время поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39).
Закрепляется право на жилище - одно из самых необходимых жизненных благ. Оно имеет ряд конституционных гарантий. Во-первых, оно подкреплено положением о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Во-вторых, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В-третьих, малоимущим, а также иным названным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
В числе важнейших социальных прав - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Действенная конституционная гарантия этого состоит в том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации также финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Гарантия рассматриваемого права заключается и в предусмотренной Конституцией РФ ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Следующие конституционные права как бы примыкают к предыдущему и способствуют охране здоровья населения. Это право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью людей или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Большое значение имеет закрепленное в Конституции РФ право каждого на образование (ст. 43): она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция РФ содержит положения о высшем образовании: каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятиях. Установлена обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в Законе РФ "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями).
В Российской Федерации гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; закон охраняет интеллектуальную собственность (ч. 1 ст. 44).
Предусматривается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44), а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).
2.4. Основные обязанности человека и гражданина
Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Права человека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах, когда они неразрывно связаны с обязанностями.
Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.
Основные обязанности закреплены Конституцией Российской Федерации.
Признаки конституционных обязанностей:
1) они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;
2) способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
3) имеют высшую юридическую силу.
Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.
К первой группе относятся следующие обязанности российских граждан:
- соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).
Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности - средствами административного и уголовного права.
Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает в себя:
- родительские обязанности (в частности, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях) (ст. 38);
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы (причем законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют) (ст. 57);
- воинскую обязанность и долг (защита Отечества, воинская или альтернативная служба) (ст. 59).
Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Если же его убеждениям, а также вероисповеданию несение военной службы противоречит или имеются иные установленные федеральным законом обстоятельства, он обладает правом на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). В настоящее время решается вопрос о возможном переводе армии на профессиональную, контрактную основу формирования.
Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.
В нормах Конституции РФ, закрепляющих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.
Заключение
Завершая работу можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика «достроила» тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Конституция РФ 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, включая новейшие, которые отсутствуют даже в таких классических документах как Декларация 1789 года и Конституция США.
По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов, что, конечно же, защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем международным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.
Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламентирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения публичных свобод. Свобода информации рассмотрена в ней очень глубоко и подробно, кроме того, свобода информации гарантирована любому.
Защита права на равенство соответствует международным нормам. Защита права на частную собственность по Конституции РФ гораздо более четко охраняет интересы собственника, практически не оставляет возможностей для злоупотребления, в ней заложен скорее либеральный, чем социальный принцип, хотя элементы последнего также присутствуют. Защита права на достоинство также соответствует международным нормам.
В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти. Однако, одним из достоинств Конституции является экологическое право и право на сохранение исторических ценностей.
Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.
При четкой практической реализации всех этих конституционных принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное и социально защищенное положение личности в мире.
Список использованных источников
1. Конституция РФ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 64с.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. N 1920-I .- М., 2006.
3. Кудрявцева Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996.
4. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. – 570 с.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2005.- 784с.
6. Бессараб Н.Р. Личность в российском праве и законодательстве. - М., 2007.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 608с.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 1996. – 495 с.
9. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм. М.: Юристъ, 1996. – 623с.
10. Большой Юридический Словарь. - М., 1998.
11. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 2-е изд., доп. - М., 2000.
40