Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:00, доклад

Описание работы

Многообразные связи общества и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе.

Работа содержит 1 файл

1 Правовой статус личности.docx

— 25.98 Кб (Скачать)

 Эта категория  прав характеризуется тем, что  государство признает свободу  личности в определенной сфере  отношений, которая отдана на  усмотрение индивида и не может  быть объектом притязаний государства.  Эти права, являясь атрибутом  каждого индивида, призваны юридически  защитить пространство действия частных интересов, гарантированность возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности.

 На различных  этапах возникновения этих прав  они призваны были ограждать  человека от незаконного вторжения  государства в сферу личной  свободы. Однако в дальнейшем  для осуществления гражданских  прав недостаточно было пассивной  обязанности государства воздерживаться  от вмешательства в сферу свободы  личности. Выявилась потребность  содействовать в осуществлении  прав и свобод индивида.

 Это означает, что мало установить прямые  запреты, оберегающие сферу личной  свободы и частной жизни от  противоправных и произвольных  попыток ее ущемления, в том  числе и со стороны государства  - защита прав собственности, неприкосновенность  жилища, недопустимость вмешательства  в частную жизнь и пр. Необходимы  его активные действия для  реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная  во второй половине XX в., нашла выражение в частности, в решениях Европейского союза по правам человека.

 К личным (гражданским)  правам и свободам человека  относят: право на жизнь и  достоинство личности; свободу передвижения  и выбора местожительства; свободу  совести (право исповедовать любую  религию или не исповедовать  никакой, отправлять религиозные  обряды или осуществлять атеистическую  пропаганду); свободу выбора национальности  и выбора языка общения. 

 По существу, этот  блок прав охватывает фундаментальные  аспекты свободы личности. Выражая  гуманистические принципы всякого  демократически организованного  общества. Поскольку личные права  и свободы выступают в качестве  эффективных инструментов самозащиты  человека от давления и вмешательства  извне в его частную жизнь  и внутренний мир, в их развитии  и укреплении объективно заинтересовано  все общество.

Политические права  и свободы

 Политические  права и свободы - важная категория  субъективных прав и свобод  гражданина. Их вполне правомерно  рассматривать как обеспеченную  человеку законом и публичной  властью возможность участия  (как индивидуально, так и коллективно)  в общественно-политической жизни  государства и осуществлении  государственной власти. Тем самым  преодолевается отчуждение гражданина  от государства. Политические  права граждан являются непременным  условием функционирования всех  других видов прав, поскольку  они составляют органическую  основу системы демократии и  выступают как ценности, которыми  власть должна ограничивать себя  и на которые должна ориентироваться. 

 Выступая в  качестве средства контроля над  властью, оценочного критерия  демократического режима, политические  права и свободы - неотъемлемый  атрибут цивилизованного общества.

 Политические  права и свободы направлены  на проявление человека в качестве  активного участника политического  процесса. Ценность этой категории  прав состоит в том, что они  создают условия для укрепления  связей между гражданином, обществом  и государством. Политическая свобода,  по существу, является одной из  граней личной свободы: человек  как разумное существо, носитель  политического сознания и политической  воли вправе действовать в  качестве самостоятельного участника  политического процесса.

 Следует особо  подчеркнуть, что политические  права обычно признаются лишь  за гражданами, т. е. обладание  политическими правами связывается  с принадлежностью к гражданству  конкретного государства. В отличие  от прав человека права гражданина  охватывают сферу отношений индивида  с государством (сферу публичных  интересов).

 Непосредственное  участие граждан в управлении  делами государства осуществляется  путём их волеизъявления на  выборах, референдумах, а также  личного участия в работе органов  законодательной, исполнительной  или судебной власти.

 Не случайно  гарантиями и одновременно конкретными  формами реализации этого основного  политического права является  целый ряд других прав: право  избирать и быть избранным,  право участвовать в референдумах, право на равный доступ к  публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении  правосудия.

 Отсюда вполне  справедлив вывод о том, что  право на участие в управлении  государственными и общественными  делами является не только  основополагающим принципом взаимоотношений  между государством и его гражданами, но и одним из важнейших  прав гражданина.

Социально-экономические  права и свободы, права и свободы  в области культуры

 Социально-экономические (наряду с культурными) права касаются подержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами менее развиты.

 В отличие от  других видов прав человека  особенностями социально-экономических  прав являются: распространенность  на определенную социально-экономическую  область жизни человека; допустимость  рекомендательных, "нестрогих"  формулировок положений. 

 Обязанность государств в сфере защиты социально- экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа, которое оно может осуществить путем совершенствования законодательной базы; установления экономических стимулов, например, льготы по налогам; обеспечение равных возможностей в самореализации личности, например, доступность образования.

 К социально-экономическим  правам относятся: право на  собственность, предпринимательскую  деятельность, жилище, равноправие  полов и т. д., а к правам  в области культуры относят  право на участие в культурной  жизни, доступ к культурным  ценностям, образование, свободу  творчества и т. д. 

Обязанности граждан

 Реализация прав  и свобод гражданами невозможна  без исполнения ими своих обязанностей. Государство, предоставляя своим  гражданам максимальный объем  прав, в том числе политических  и социально-экономических, требует  от них и определенных обязательств. Человек, в свою очередь, должен  осознавать, что чем шире объем  предоставляемых ему прав и  свобод, тем более возрастает  его ответственность как гражданина  за свой выбор, действия и  т.д. Именно ответственность лежит  в основе обязанностей личности, понимание того, что государство  сможет наилучшим образом обеспечить  провозглашенные права и свободы,  только тогда, когда оно само  будет достаточно сильным, а  это возможно лишь в том  случае, если граждане осознанно  будут нести ряд обязанностей, к которым в первую очередь  относятся: 

Обязанность соблюдать  законы страны. Эта норма как самостоятельная  в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться  законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права  и свободы останутся пустыми  декларациями.

Обязанность платить  законно установленные налоги и  сборы. Содержанием ее является необходимость  финансирования деятельности государства. Налоги и сборы формируют государственный  бюджет, за счет которого и живет  страна. Оборона государства, армия, органы охраны правопорядка, суды, государственное  образовательное и медицинское  обслуживание и пр. - эти области  общественной жизни не могут находиться в частных руках, следовательно, должны обеспечиваться государством, т.е. посредством тех денежных средств - налогов, которые МЫ соберем для  обеспечения государством наших  ОБЩИХ интересов.

Обязанность по охране природы и окружающей среды. Природа  и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или  нарушить баланс, то встанет вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания  человечества и каждого отдельного человека.

Обязанность защиты Отечества и несение военной  службы. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость  его выполнения наступает в экстремальной  ситуации - в случае вооруженной  агрессии. В России обязанность несения  военной службы касается только лиц  мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной  службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе. По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой.

Обязанность получить основное общее образование. В Российской Федерации оно установлено в  объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что  возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том  возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

Обязанность по сохранению исторического и культурного  наследия. Смысл этой нормы состоит  в осознании человеком себя как  личности, а формирование качеств  личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который  в свою очередь является результатом  исторического процесса. Существование  любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к  его истории и культуре.

 Исходя из анализа  вышеперечисленных обязанностей  видно, что они защищают не  только интересы государства,  но и всего общества в целом  и его отдельных индивидов.

Информация о работе Правовой статус личности: понятие, структура, виды