Противоправное
виновное неисполнение или ненадлежащее
исполнение государственным служащим
возложенных на него должностных
обязанностей (нарушение служебной
(или трудовой) дисциплины), не влекущее
уголовной ответственности, принято именовать
должностным (дисциплинарным) проступком.
Приказ
(распоряжение) или постановление
о дисциплинарном взыскании с указанием
мотивов его применения объявляется (сообщается)
государственному служащему, подвергнутому
взысканию, под расписку.
Перед
применением дисциплинарного взыскания
проводится служебная
проверка (ст. 59 Федерального закона
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации»).
Если
в течение года со дня применения
дисциплинарного взыскания государственный
служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному
взысканию, то он считается не подвергшимся
(не имеющим) дисциплинарному взысканию.
Орган
(должностное лицо, представитель
нанимателя), применивший взыскание, может
снять его до истечения года со дня применения
взыскания по собственной инициативе,
по письменному заявлению гражданского
служащего или по ходатайству его непосредственного
руководителя, если подвергнутый взысканию
не совершил нового проступка и проявил
себя как добросовестный служащий. Вышестоящему
руководителю также принадлежит право
снятия дисциплинарного взыскания. С государственного
служащего может быть снято только одно
дисциплинарное взыскание.
В
течение срока действия дисциплинарного
взыскания меры поощрения к государственному
служащему не применяются, за исключением
досрочного снятия ранее наложенного
дисциплинарного взыскания.
В
случае несогласия государственного служащего
с решением о привлечении его к дисциплинарной
ответственности он вправе в письменной
форме обжаловать это решение вышестоящему
руководителю (начальнику вышестоящего
государственного органа, комиссии государственного
органа по служебным спорам) и (или) оспорить
в суде.
Российское
законодательство предусматривает административную
ответственность
государственных служащих в случаях, когда
они являются должностными
лицами, в соответствии с законодательством
об административных правонарушениях.
Под должностным лицом в КоАП РФ34
понимается лицо, постоянно, временно
или в соответствии со специальными полномочиями
осуществляющее функции представителя
власти, т. е. наделенное в установленном
законом порядке распорядительными полномочиями
в отношении лиц, не находящихся в служебной
зависимости от него, а равно лицо, выполняющее
организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Основанием
для привлечения должностных
лиц к административной
ответственности является
совершение ими административных
правонарушений в связи
с неисполнением либо
ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей.
Действующим
законодательством предусмотрена уголовная
ответственность
должностных лиц за злоупотребление должностными
полномочиями, превышение должностных
полномочий, отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию РФ или Счетной
палате РФ, присвоение полномочий должностного
лица, незаконное участие в предпринимательской
деятельности, получение и дачу взятки,
служебный подлог и халатность (ст. 285—293
УК РФ35). В зависимости от характера
этих общественно опасных деяний суд назначает
различные меры уголовного наказания,
в том числе увольнение от должности. При
рассмотрении дел о преступлениях против
интересов государственной службы суды
могут применять такую меру уголовного
наказания, как лишение государственного
служащего —
должностного
лица — права занимать соответствующие
государственные должности.
Для государственных служащих
установлена материальная
ответственность.
Она выполняет правовосстановительную
функцию и наступает за должностной проступок,
который причинил материальный
ущерб органам государственной власти
(в том числе органам исполнительной власти).
Материальная ответственность состоит
в возмещении виновным служащим причиненного
им имущественного ущерба или вреда. Сама
по себе материальная ответственность
не исключает привлечения виновного лица
и к дисциплинарной ответственности.
Действующее
законодательство о государственной
службе не содержит соответствующих
правовых норм о материальной ответственности
государственных служащих. Однако,
как известно, в сфере регулирования
государственно-служебных отношений действует
законодательство о труде. Поэтому соответствующие
статьи ТК РФ или специальных законов
и иных нормативных правовых актов распространяются
и на случаи материальной ответственности
государственных служащих.
Именно
высокий статус и большая важность
государственно-волевых решений, которые
принимает госслужащий обуславливают
тот высокий уровень ответственности,
которую государство накладывает на него.
Заключение
Таким
образом, на основе всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что административно
правовой статус государственного служащего
нуждается в некоторой корректировке,
связанной в первую очередь к повышению
прозрачности его деятельности со стороны
общества. К повышению ответственности
чиновников за свои действия.
До
сих пор не урегулированы законом
такие разновидности государственной
службы как правоохранительная (полицейская),
и военная служба (в новом для нее законодательном
обличии). Совокупность норм, регулирующих
взаимоотношения чиновника и государство
можно назвать особой отраслью права –
служебным правом.
Служебное право является базовым для
государственного служащего и определяет
его административно – правовой статус.
Относительно новый закон о государственной
гражданской службе некоторые исследователи
даже называют «трудовым кодексом чиновников»
во многом благодаря тому, что некоторые
его положения во многом дублируют соответствующие
нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения,
которые не урегулированы служебным правом,
регулируются нормами трудового законодательства.
Не
следует забывать, что характерной
чертой современной бюрократической
системы, сформировавшейся в период
«первичного накопления капитала»
присущи существенные пороки, которые
при отсутствии к ним должного
внимания со стороны власти могут существенно
снизить международный авторитет России,
замедлить экономическое развитие.
Наиболее
острыми проблемами, которые требовали
в те годы срочного решения и остаются
во многом нерешенными в настоящее
время являются следующие:
- Организационная
нестабильность государственных
структур;
- Слабая
профессиональная подготовленность,
некомпетентность значительной
части государственных
служащих;
- Значительная
коррумпированность
государственного аппарата;
- Снижение
престижа государственной
службы;
- Резкое
снижение дисциплины
в государственном аппарате;
- Недостаточность
и несистемность нормативно
правового регулирования;
- Недостатки
в организационном обеспечении,
укомплектовании и техническом
оснащении органов,
занятых вопросами государственной
службы.
Таким
образом, государственная служба как
современный государственно-правовой
институт должна быть эффективной, правовой,
четко организованной, социально-ориентированной,
прочно связывающей государство
с обществом.
Вместе
с тем, сегодня организация государственной
службы и ее кадровая основа требуют реформирования,
так как не соответствуют полностью целям
и задачам социально-экономического развития
государства и общества, что отрицательно
проявляется практически во всех сферах:
в экономической и финансовой деятельности,
в решении социальных вопросов, в научной
и культурной жизни, обороне, внутренней
и внешней политике.
Построение
демократического правового федеративного
государства требует создания адекватной
системы органов государственной
власти и соответствующей ей целостной
системы государственной службы, обеспечивающих
реализацию функций государства в новых
экономических, политических и социальных
условиях, повышение эффективности экономики
и развитие гражданского общества. Для
решения этих вопросов Президентом РФ
15 августа 2001 г. была утверждена "Концепция
реформирования системы государственной
службы Российской Федерации"36,
предусматривающая поэтапное (до 2005 г.)
совершенствование механизма функционирования
государственной службы и ее системы на
основе соответствующих программ финансового
и ресурсного обеспечения с учетом отечественного,
а также зарубежного опыта, применимого
в российских условиях. Основными целями
реформирования государственной службы
в Концепции обозначены: кардинальное
повышение ее эффективности в интересах
развития гражданского общества и укрепления
государства, создание целостной системы
государственной службы с учетом исторических,
культурных, национальных и иных особенностей
РФ. В Концепции подчеркнуто, что реформирование
государственной службы должно стать
приоритетным направлением в области
государственного строительства.
В
дальнейшем положения данной концепции
были развиты и дополнены в
Указе Президента от 16 июля 2004 г. «О
мерах по совершенствованию государственного
управления»37.
По
мнению автора сейчас настал тот момент,
при котором промедление в
решении вопросов государственной
службы может привести к катастрофическим
результатам, так как может свести на нет
результаты начатых административной,
судебной, социальной реформ власти, подорвать
доверие народа к самой власти и спровоцировать
её на неадекватные действия.
От
того насколько эффективным окажется
наш государственный аппарат, насколько
взвешенные и продуманные решения
будут принимать госслужащие, будет
во многом зависеть будущее нашей страны,
наша дальнейшая история, наша дальнейшая
судьба. Необходимо заново переосмыслить
имеющийся отечественный и международный
опыт в сфере регулирования государственной
службы и сделать соответствующие выводы.
Библиография
I.
Законодательство
и официальные документы
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г. //
Российская газета. – 1993. - № 237.
- Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13.06.1996
№ 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
– 1996. - №25. – Ст. 2954.
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. –
2001. – 31 декабря.
- Федеральный
закон О государственной гражданской
службе Российской Федерации от 27.07.2004
№ 79-ФЗ // Российская газета. – 2004. –
31 июля.
- Федеральный
закон О системе государственной службы
Российской Федерации от 27.05.2003 № 58-ФЗ
// Российская газета. – 2003. – 31 мая.
- Федеральный
закон Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ
(ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства
РФ. – 2001. - № 51. – Ст. 4832.
- Федеральный
закон О трудовых пенсиях в Российской
Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005)
// Собрание законодательства РФ. – 2001.
- № 52(Ч 1). – Ст. 4920.
- Федеральный
закон О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов от 20.04.1995 № 45-ФЗ
(ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства
РФ. – 1995. - № 17. – Ст. 1455.
- Федеральный
закон О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ
(ред. от 22.08.2004) // Собрание законодательства
РФ. – 2001. - № 51. – Ст. 4831.
- Закон РФ
О занятости населения в Российской Федерации
от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004) // Собрание
законодательства РФ. – 1996. - № 17. – Ст.
1915.
- О примерной
форме служебного контракта о прохождении
государственной гражданской службы Российской
Федерации: Указ Президента РФ от 16.02. 2005
№ 159 // Российская газета. – 2005. – 18 февраля.
- О реестре
государственных должностей федеральных
государственных служащих: Указ Президента
РФ от 11.01. 1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от
11.10.2004) // Российская газета. – 1995. – 25 января.
- О денежном
содержании федеральных государственных
служащих: Указ Президента РФ от 09.04.1997
№ 310 (ред. от 01.03.2005) // Собрание законодательства
РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1164.
- О денежном
содержании федеральных государственных
служащих территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, представительств
Российской Федерации, представительств
федеральных органов исполнительной власти
и представительств государственных органов
при федеральных органах исполнительной
власти за рубежом, дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской
Федерации, аппаратов федеральных судов
и органов прокуратуры Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 06.03.1998 № 265 (ред.
от 27.12.2004) // Собрание законодательства
РФ. – 1998. - № 10. – Ст. 1163.
- О периодах
работы (службы), включаемых в стаж государственной
службы федеральных государственных служащих,
дающий право на установление ежемесячной
надбавки к должностному окладу за выслугу
лет: Указ Президента РФ от 03.09.1997 № 982 (ред.
от 25.11.2003) // Собрание законодательства
РФ. – 1997. - № 36. – Ст. 4130.
- О некоторых
социальных гарантиях лицам, замещавшим
государственные должности Российской
Федерации и государственные должности
федеральной государственной службы:
Указ Президента РФ от 16.08.1995 № 854 (ред.
от 13.12.2000) // Собрание законодательства
РФ. – 1995. - № 34. – Ст. 3442.
- О доплате
к государственной пенсии лицам, замещавшим
должности в органах государственной
власти и управления Союза ССР и РСФСР:
Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 467 (ред.
от 15.06.1999) // Собрание законодательства
РФ. – 1996. - № 15. – Ст. 1579.
- О мерах по
совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации: Указ Президента РФ от 27 сентября
2000 г. № 1709 // Собрание законодательства
РФ. – 2000. - № 40. – Ст. 3936.
- О нормах
расходов для федеральных государственных
служащих на служебные командировки в
пределах Российской Федерации: Указ Президента
РФ от 24.11.1995 № 1177 // Собрание законодательства
РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4659.
- О размерах
выплаты суточных при краткосрочных командировках
на территории зарубежных стран: Приказ
Минфина РФ от 12.11.2001 № 92н (ред. от 02.08.2004)
// Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти. – 2001.
- № 51.
- О государственных
должностях Российской Федерации: Указ
Президента РФ от 11.01.1995 № 32(ред. от 23.10.1998)
// Российская газета. – 1995. - №11-12.
- О реестре
государственных должностей федеральных
государственных служащих: Указ Президента
РФ от 11.01.1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от
01.03.2003) // Российская газета. – 1995. - № 19.
- О борьбе
с коррупцией в системе государственной
службы: Указ Президента РФ от 04.04.1992 №
361(с изм. от 16.11.1992) // Российская газета.
– 1992. – № 80.
- О социальных
гарантиях лицам, входившим в состав правительства
Российской Федерации, в связи с изменением
его структуры: Указ Президента РФ от 26.03.1997
№ 267 // Собрание законодательства РФ. –
1999. - № 24. – Ст. 2955.
- Закон РФ
О государственных пенсиях в Российской
Федерации от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001,
с изм. от 05.11.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР.
– 1990. - №27. – Ст. 351. (утратил силу)
II.
Учебники, статьи, диссертации
- Административное
право: Учебник для вузов / Под
ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н.
Старилова. – М.: Норма, 2005. – С. 273.
- Архипов В.
Резервация для чиновничьей власти // эж-ЮРИСТ.
– 2004. - № 20.
- Барышев В.Н.
Государственная служба России: прошлое
и настоящее // Гражданин и право. – 2001.
- № 1.
- Бабелюк Е.Г.
Реформа государственной службы в РФ:
новый этап // Российский юридический журнал.
- 2003.- № 3.
- Гришковец
А. А. Правовое регулирование денежного
содержания госслужащих // Право и политика.
- 2001. - № 3.
- Гришковец
А.А. Государственная служба и гражданское
общество: правовые проблемы взаимодействия
(практика России) // Государство и право.-
2004.- № 1.- С. 24-36.
- Гришковец
А. А. Правовое регулирование государственной
службы // Государство и право. – 2003. - №
4. С. 16-18.
- Государственная
служба Российской Федерации: Учебное
пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. - М.:
Юристъ, 2003. – С. 75-98.
- Государственная
служба: теория и организация: Курс лекций
/ Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова.
– Ростов на Дону: Феникс, 2004. – С. 461 -494.
- Иванов В.П.
Реформирование государственной службы:
Вопросы и перспективы // Журнал российского
права. - 2003. - № 5. - С. 5.
- Иванов С.
А. Правовое регулирование отношений в
сфере госслужбы // эж-ЮРИСТ. – 2004. - № 6.
- Куракин
А.В. Государственным служащим необходим
кодекс поведения, или Концепции реформирования
государственной службы - антикоррупционную
направленность // Закон и право.-2003. -№
8. С. 27.
- Козбаненко
В.А. Публично – правовая природа статуса
гражданских и муниципальных служащих:
общее и особенное // Гражданин и право.
– 2003. - № 9.
- Правовой
статус государственных гражданских служащих:
структура и содержание / Под. Ред. В.А.
Козбаненко. – М.: ИПК госслужбы,2003.-107с.
- Комментарий
к Федеральному закону «О системе государственной
службы Российской Федерации» от 27 мая
2003 г. № 58-ФЗ (постатейный) / Под ред. А.Н.
Ткача. – М.: Юстицформ, 2004. – 130 с.
- Россинский
Б.В. О законодательной дефиниции государственной
службы // История становления и современное
состояние исполнительной власти в России
/ Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Новая Правовая
культура, 2003. - С. 161.
- Рудичева
Н.И. О государственной службе и отдельных
статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые
характеристики // Право в Вооруженных
Силах. – 2004. - № 2.
- Тихомирова
Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия.
Издание 5-е, дополненное и переработанное
/ Под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Издательский
Дом ИНФРА-М, 2002. – 972 с.
- Старилов
Ю.Н. Что происходит с институтом российской
государственной службы? // Журнал российского
права. – 2004. - № 9.