Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 07:30, реферат

Описание работы

Понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие и юридические свойства конституции………………………………...2
История развития конституции Российской Федерации……………………….7
Конституция 1918 года.…………………………………………………………..8
Конституция 1925 года………………………………………………………….10
Конституция 1937 года………………………………………………………….12
Конституция 1978 года………………………………………………………….14
Конституция 1993 года………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Спискок литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование.docx

— 50.91 Кб (Скачать)

2. Классовый характер  конституций подчеркивался и  тем, что они еще более откровенно  и прямо отражали роль коммунистической  партии, которая является «руководящей  и направляющей силой советского  общества, ядром его политической  системы, государственных и общественных  организаций», как записано в  ст. 6 Конституции СССР 1977 года и  в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.

Знаменательно, что это  была самостоятельная статья о партии, причем включенная в гл. 1 Конституции  СССР (в прежней – статья о  партии включалась в гл. Х и положение  о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное  утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. В конституциях сохранялась  и классовая ориентированность  демократии, которая именовалась  «социалистической демократией». Однако  рамки ее были значительно  расширены. Утверждался, в частности,  принцип равенства граждан перед  законом независимо от происхождения,  социального и имущественного  положения, образования, языка,  отношения к религии, рода и  характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более  полный перечень прав граждан, введя  такие новые права, как право  на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение  о том, что наиболее важные вопросы  государственной жизни выносятся  на всенародное обсуждение, а также  ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 года впервые  утверждала в преамбуле, что ее принимает  и провозглашает народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР вслед  за Конституцией СССР весьма  значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция  стала значительно более объемной  и углубила систематизацию конституционных  норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного  строя и политики» были выделены  главы: «Политическая система», «Экономическая  система», «Социальное развитие  и культура», «Внешнеполитическая  деятельность и защита социалистического  Отечества».

Все это свидетельствовало  о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более  совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям  Конституции РСФСР о ее федеративном  устройстве можно отметить следующие  новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР Конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

6. Конституция 1978 года  впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным  государством. 

Такова основная, но далеко не полная характеристика Конституции  РСФСР 1978 года на первом этапе ее действия.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии  постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован  законами РСФСР «Об изменениях и  дополнениях Конституции (Основного  Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году.

Этими законами существенно  менялись система органов РСФСР  и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной  власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно  действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет  стал двухпалатным органом. 

В новом избирательном  законе, хотя и не предусматривалась  обязательная альтернативность выборов (т. е. наличие в бюллетене не менее  двух кандидатов), но открывалась возможность  ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял  Съезд народных депутатов. 

В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные  изменения сущности Конституции  признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились  поэтапно:

а) отказ от характеристики государства как социалистического  и советского, определение его  как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия», «социалистическая законность», и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

б) устранение из Конституции  положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими  формами собственности; отказ от признания государственной собственности  в качестве основной; допущение свободы  экономической деятельности;

д) постепенное видоизменение  структуры советской власти, отказ  от Республики Советов, переход на парламентскую  систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали  о качественном преобразовании ее сущности.

 

Конституция 1993 года.

С распадом Союза ССР Конституция  РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция  субъекта Федерации, а Конституция  независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо  назревавшая потребность перемен  первоначально выразилась в требованиях  реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе  РСФСР, приняли Декларации о своем  государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые  была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип  разделения властей.

Была образована Конституционная  комиссия Съезда народных депутатов, которая  начала эту работу.

Однако сложная расстановка  политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел  по пути внесения многочисленных изменений  в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи  с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта  несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной  и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском  Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. 

В этих условиях принятие новой  Конституции должно было явиться  базой, способствующей установлению стабильности в обществе. 

Проектов новой Конституции  было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной  комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным  по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. Именно этот проект Конституции  и был вынесен Президентом  на всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования  25 декабря того же года.

 

 

 

 Заключение

За  последние пять лет действия Конституции  не было случаев обращения общих  судов в Конституционный Суд  о проверке конституционности примененных  в деле нормативных актов. Полагаю, что реализация судами своих прав способствовала бы обеспечению верховенства Конституции. Также следует отметить недостаточно активное использование  судами своего права выносить решение, основываясь исключительно на конституционной  норме. Закрепленный в ст.112 Конституции  принцип следует распространить и на международные договоры, которые  стоят выше законов.

Традиционно за рубежом предусматриваются нормы, обеспечивающие стабильность Конституции. В этих целях в Основном Законе определено, какие конституционные  положения могут быть изменены только путем народного голосования. У  нас это разделы, посвященные  основам конституционного строя, личности, обществу, государству, организации  и деятельности высших органов государства, а также действию Конституции  и порядку ее изменения.

В целом, оценивая Конституцию, несмотря на некоторые минусы, можно сказать, что она создает условия для  формирования сильного государственно-правового  механизма. Поэтому очень важно, чтобы мерилом деятельности государственных  органов было их стремление к демократии, обеспечению прав и свобод граждан.

 

 

 

Список литературы

1. Основы государственного управления / под общей редакцией Л.В. Пакуш. - Минск: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2007. - 215 с.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 
 
3. Конституционное право. Учеб, пособие / Д.М. Демичев. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 351 с

 


Информация о работе Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство