Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Концепция правового государства создавалась в условиях бюрократического абсолютизма и слабости гражданского общества, и поэтому доминирующим в ней оказалось стремление не к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, а к рационализации и упорядоченности этого вмешательства. Немецкие юристы были убеждены в необходимости создания всеобщей дисциплины и организованности. Таким образом, правовое государство выступало как государство порядка, всеобщей урегулированности и упорядоченности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Основные характеристики правового государства. 6
1.1Становление и идеи развития правового государства. 6
1.2 Принципы правового государства. 7
1.3. Институты правового государства. 11
Глава 2.Деятельность правового государства. 14
2.1 Принцип организации деятельности правового государства. 14
2.2 Система разделения властей. 15
2.3.Верховенство закона. 16
Глава 3.Человек в правовом государстве. 19
3.1.Права и свободы человека в системе ценностей. 19
3.2 Взаимная ответственность личности и государства. 24
3.3.Практика становления правового государства в России. 24
Заключение. 27
Список использованной литературы. 29

Работа содержит 1 файл

Моё.docx

— 54.42 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Курсовая работа

Санкт-Петербург

2008

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.Основные характеристики правового государства. 6

1.1Становление и идеи развития правового государства. 6

1.2 Принципы правового государства. 7

1.3. Институты правового государства. 11

Глава 2.Деятельность правового государства. 14

2.1 Принцип организации деятельности правового государства. 14

2.2 Система разделения властей. 15

2.3.Верховенство закона. 16

Глава 3.Человек в правовом государстве. 19

3.1.Права и свободы человека в системе ценностей. 19

3.2 Взаимная ответственность личности и государства. 24

3.3.Практика становления правового государства в России. 24

Заключение. 27

Список использованной литературы. 29

 

 

 

Введение.

В юридической науке  не существует единой концепции правого  государства. Различные её интерпретации зависят от характера понимания природы государства и права в их взаимосвязи .В наиболее широком виде можно выделить три концептуальных подхода: этатистский,  юридизированный и субстанциональный, или сущностный, подход, рассматривающий государство и право как самостоятельные и могущие находиться в конфликте явления.

 Правовое государство  это – государство, в котором  содержатся несколько основополагающих принципов. Важнейшим является  принцип господства закона. Он проявляется: в верховенстве закона в обществе, уважении к нему, в подзаконности правовых актов основным законам и конституциям стран и в принятии решения государственных органов и должностных лиц лишь на основе закона и с соблюдением его требований.

Закон является равным  абсолютно для всех граждан, а  также для субъектов государственной власти. Само государство в своей деятельности также руководствуется законом. Одним из критериев правового государства, можно считать возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых государственных структур, включая и сам суд.

Правовое государство, как определенная теоретическая  концепция и 
соответствующая ей практика, имеет долгую историю. Термин "правовое гocyдapство" появился  в немецкой литературе в первой трети XIX века( в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), затем постепенно  распространился и стал широко применяться в том числе и в дореволюционной России (конец XIX – начало XX века), где самыми ярыми сторонниками идеи правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А Кистяковский, И. Новгородцев. 
Однако, различные по содержанию теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, появились  гораздо раньше. Ряд идей, предшествующих правовой государственности, но чем-то похожих  с ней по содержанию, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму (конец XУII- начало XУIII века). В основе правового государства лежат: развитая рыночная экономика и гражданские отношения, которые осуществляются свободно от политических организаций по усмотрению граждан в рамках закона. Атрибутом правового государства выступает разделение властей, которое ограничивает притязания власти на господство в обществе,  обеспечивает возможность осуществления необходимого контроля за всеми действиями государственных чинов, гласности в отношении политической и других видов общественной деятельности.

Правовое государство  невозможно без наличия гражданского общества. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений необходимо наличие и  осуществление прав и свобод человека, развитие рыночного механизма. Обязательным  условием является достижение взаимной ответственности государства и гражданина.

Требование верховенства закона и правовой связанности государства  и вытекающие отсюда отделения законотворческих функций от административных, независимость суда, законодательное установление прав и обязанностей граждан, урегулированность административных отношений, -всё это исходит из немецких концепций правового государства, в которых был заключён немалый положительный заряд. Однако, отождествление права и государства, с одной стороны, формальное понимание закона – с другой существенно ограничивают теоретическую и практическую ценность данной концепции.

Концепция правового  государства создавалась в условиях бюрократического абсолютизма и слабости гражданского общества, и поэтому доминирующим в ней оказалось стремление не к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, а к рационализации и упорядоченности этого вмешательства. Немецкие юристы были убеждены в необходимости создания всеобщей дисциплины и организованности. Таким образом, правовое государство выступало как государство порядка, всеобщей урегулированности и упорядоченности.

 

Глава 1.Основные характеристики правового  государства.

1.1Становление  и идеи развития правового  государства.

Проблемы правового государства  всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.

Вопросы правового государства  широко обсуждаются и в наше время. Основная причина такого внимания к  правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Зачатки теории правового  государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства"."Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях".

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи.

Весьма важным в плане  формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые, "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами”; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию,"законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Правовое государство  не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность

1.2 Принципы  правового государства.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно оставалось и остается государством.     

 Во-первых, оно не отождествляется  и не растворяется в обществе  или в системе других общественно-политических организаций. А во-вторых, помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, также обще-родовыми признаками и чертами.

Правовое государство  как особое звено политической системы  общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.     

 Правовое государство  в отличие от других, негосударственных организаций — составных частей политической системы общества, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.    

 Обладая государственно-властными  полномочиями, государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализации путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.      

 Правовое государство,  также как и все другие государства,  обладает суверенитетом. Как и  у каждого государства суверенность  государственной власти правового  государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

а) Принцип разделения властей

Одним из важных признаков  демократического государства является разделение властей. Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.

Один из вариантов концепции  разделения властей предполагает создание так называемой системы сдержек и противовесов, когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимно контролировать и ограничивать друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

В настоящее время наблюдается  активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

Наряду с тремя традиционными  ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

б)Принцип верховенства закона и права

Закон – важнейший источник права и одно из главных его  проявлений:                               

 • Противоречивость  и пробелы в регулировании  режима государственной собственности снижают ее потенциал.                               

 • Острая проблема  – соотношение подзаконных актов с законом.        

 Общественная жизнь  – многогранная и противоречивая  – требует гибких рычагов воздействия  на ее различные стороны. Поэтому  нужны устойчивые государственные институты, способные обеспечить стабильность власти, умелое управление  государственными делами и отдельными отраслями, наладить регулирование подвижных сфер экономического, политического и социального развития.        

 Несомненно, при этом  должны учитываться механизмы  как саморегулирования, так и проявления стихийной регуляции.         

 Закон – основа  устойчивого развития.       

 Закон нельзя путать  с другими правовыми актами, ибо  именно он регулирует важнейшие  общественные отношения и обладает  высшей юридической силой.

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

в) Принцип связанности  государства своими законами

 Деятельность государства  как юридически организованного  общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом. Это в полной мере относится и к законодательной, и к исполнительной, и к судебной власти.

Государство в лице должностных  лиц и государственных органов  должно являться образцом и примером принятых  им же законов. Невозможно требовать исполнения закона от граждан, если государство является примером неисполнения или нарушения закона.

г) Принцип реальности прав и свобод граждан

Права человека – это  одно из неотъемлемых, атрибутивных свойств  личности, присущее любому человеческому  существу, где бы он ни находился, кем бы ни был. Универсальность прав человека создает необходимость всестороннего, целостного осмысления онтологических, феноменологических, гносеологических, аксиологических, креативных, прогностических и других аспектов этого сложного и многостороннего феномена. Современная концепция прав человека исходит из представления об их этическом характере.     

Информация о работе Правовое государство