Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание работы

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в РК и «верховенством права» в западной юриспруденции.

Работа содержит 1 файл

Правовое государство.docx

— 25.89 Кб (Скачать)
Реферат на тему:
Правовое  государство
 
 
 
 
Выполнил:

Данилушкин Эдуард

Гр. ПВ-3-11-3Р

 

Правовое государство

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в РК и «верховенством права» в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в казахстанском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Правовое  государство требует наличия  следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.
  • Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.
 

 Принципы

Идеал правового  государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди  важнейших принципов правоведы  обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых суды отделены от других ветвей власти и изолированы от внешнего давления, судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов существуют гарантии справедливого рассмотрения дела. 

Правление по закону

Верховенство  закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все  другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Равенство перед  законом

Законы в  равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан. 

Выполнимость

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен  наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения. Законы должны ясно и  непротиворечиво формулировать  критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении. 

Независимость судебной власти

Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность  от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. 

Правосудие

С процедурной  стороны, правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных  процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью  и прозрачностью. Принципы работы системы  должны позволять обычным людям  предсказывать, какие действия будут  расценены как законные, а какие нет. Правосудие становится непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности, или если зависимые от исполнительной власти суды узаконивают её произвол. 
 
 
 

Защита прав человека

Сторонники  естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина. Однако фактически в  разных странах понимание прав человека различается: в США смертная казнь  не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение  права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят  противоречия между преследованием гомосексуалистов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что  законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что  эти права имеют ценность в  местной культуре. 

Конституционный режим

Хотя правовое государство способно значительно  ограничить произвол власти, сдерживание  некоторых видов произвола требует  дополнительных институтов. Для разнородного общества характерно деление на группы интересов, что несёт в себе риск создания законов, закрепляющих привилегии более сильных за счёт более слабых. Целью конституционного режима является такое государственное устройство, при котором никакой отдельный  орган или узкая группа лиц  фактически не обладает верховной властью, и каждый вынужден учитывать интересы и права остальных. Наряду с правовым государством, такое устройство обычно включает в себя следующие компоненты:

Система сдержек  и противовесов. Частичное функциональное разделение властей препятствует концентрации власти в какой-либо одной из ветвей: исполнительной, законодательной или  судебной. При этом одни должностные  лица способны сдерживать произвол других.

Подотчётность и открытость правительства перед  другими органами власти (парламентом, судами, омбудсменами, генеральными аудиторами), СМИ и гражданами.

Распределение власти, так что никакая правящая группа не может игнорировать интересы управляемых. Правовые нормы представляют собой результат компромисса и общее достояние.

Политическое  равенство граждан как участников процесса создания законов. Этот процесс  также должен позволять гражданам  получать информацию о предпочтениях  других с тем, чтобы они могли  вместе выработать общие правила.

Защищённая  судом конституция или иной верховный  нормативный акт, гарантирующий  права человека.

Гражданское общество 

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское  общество возникает в процессе и  в результате отделения государства  от социальных структур, обособления  его как относительно самостоятельной  сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом - правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т. п. 

Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства. 

Гражданское общество в современном  значении — это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством.  

Такая способность  общества к политической самоорганизации  возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое  достоинство. 

Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости. 

Информация о работе Правовое государство