Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 22:40, курсовая работа
Актуальность и важность проблемы соотношения государства и права обусловлена тем, что государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения.
Введение 3
1 Взаимосвязь государства и права. 4
2 Соотношение государства и права 8
2.1 Методологические подходы к проблеме 8
2.2 Воздействие государства на право 10
2.3 Воздействие права на государство 15
2.4 Основные направления взаимовлияния государства и права 18
3 Правовое государство: основные принципы и условия формирования 21
Заключение 24
Литература
Введение
1
Взаимосвязь государства и
2
Соотношение государства и права
2.1
Методологические подходы к
2.2
Воздействие государства на
2.3
Воздействие права на
2.4
Основные направления
3
Правовое государство:
Заключение
Литература
С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство, взаимосвязь этих категорий. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и на Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов, выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древних, и в современном обществах затрагивают каждого из нас.
На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, взаимодействии и взаимовлиянии их друг на друга. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с изменением мировоззрения человека, многих его ориентиров, человеческих ценностей. Человеческое общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам..
Актуальность
и важность проблемы соотношения
государства и права
Связь государства и права в ее конкретных проявлениях (применение права, правотворчество, толкование права, правовые основы деятельности государственного аппарата и др.) достаточно подробно исследованы в юридической литературе. Говоря о характере связи государства и права, употребляют такие понятия как «отношение», «соотношение», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость».
Взаимодействие, как особый вид взаимосвязи, предполагает, что исследуемое явление реализует свою специфическую природу только через связь с другим, и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.
Во взаимодействии и государство, и право выступают и как активные, и как пассивные явления. Связи взаимодействия делят на:
а) связи порождения;
б) связи преобразования;
в) связи развития.
К связям порождения относятся социальные и духовные потребности человека, экономические основания, которые вызывают возникновение и государства, и права.
Связи преобразования возникают, когда одно из исследуемых явлений носит пассивный, а другое – активный характер. Такие связи возникают, когда государство реализует функцию правотворчества и применяет право (через государственные органы), право же, возникнув, оформляет отношения государственных органов между собой и членами общества, закрепляет форму государства, структуру государственного аппарата, ответственность государства перед обществом и отдельными индивидами, определяет формы контроля за государством.
Связи развития возникают в тех случаях, когда одно из явлений не отвечает потребностям общества и подлежит изменению (в тех случаях, когда ни государство, ни право не отвечают потребностям общества, в действие вступают связи порождения). Нельзя не отметить, что чаще всего инициатором возникновения связи развития выступало государство (правовые реформы, создание отраслеобразующих нормативных актов). Однако в настоящее время и право может выступить инициатором связи развития, когда праву предоставлена возможность оценивать государство с точки зрения соответствия его действий основам правопорядка.
Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, не нуждающийся в правовом регулировании и присущий тоталитарным государствам и цивилизованное управление обществом с помощью правовых инструментов, характерное для государств с развитым демократическим режимом.
Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.
Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.
Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.
Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.
Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.
Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений. Различные теории и школы дают свои оценки природе и сущности права.
Теория естественного права. Ее представители (Цицерон, Руссо) считали, что право содержит в себе абсолютные и неизменные начала справедливости, что оно исходит из самой природы. Естественное право противопоставлялось тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм. Естественное право представлялось неким идеалом, к достижению которого должна стремиться правотворческая деятельность государства.
Историческая
школа права рассматривала
Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий, Россия) объясняла возникновение и развитие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц).
Марксистско-ленинская
теория. В ее основе лежит тезис
о том, что право есть выражение
и закрепление воли экономически господствующего
класса. Сущность права виделась в его
классовой и материальной обусловленности.
В науке по вопросу о соотношении государства и права различают два подхода. Первый – этатистский – исходит из приоритета государства над правом, а право рассматривается как продукт государственной деятельности. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической науке. Считалось, что право находится в подчиненном по отношению к государству положении. Такая точка зрения служила политической практике, склонной видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально догматическое отношение к праву как совокупности норм, издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государства правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав граждан. С такой позиции праву принадлежит приоритет в сравнении с государством, поскольку право возникает до образования государства и никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Такой подход является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.
Существует и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, которая позволяет объединить взгляды сторонников отмеченных позиций и избежать крайностей в вопросе о соотношении и связи государства и права. Согласно этой точке зрения связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера: государство порождает право или из права рождается государство.
Связь
видится более сложной и носит
характер двусторонней зависимости
– государство и право не могут
друг без друга существовать, а
значит, между ними имеется функциональная
связь. Она представляется такой: государство
не порождает право, а является подчиненной
ему силой, а с другой стороны – средством,
усиливающим мощь и силу права. Государство
использует право в качестве средства
управления общественными процессами,
но лишь в той мере, в какой само право
это позволяет. Наиболее ощутимо воздействие
государства на право в сфере правотворчества
и реализации права. Причины возникновения
как государства, так и права коренятся
в материальном способе производства,
характере экономического развития, исторических
традициях и т.п. Вне и помимо государства
осуществление правовых установлений
невозможно, как и осуществление государством
своих функций вне и помимо права.
Информация о работе Правовое государство: основные принципы и условия формирования