Правовое государство: основные принципы и условия формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и важность проблемы соотношения государства и права обусловлена тем, что государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения.

Содержание

Введение 3

1 Взаимосвязь государства и права. 4

2 Соотношение государства и права 8

2.1 Методологические подходы к проблеме 8

2.2 Воздействие государства на право 10

2.3 Воздействие права на государство 15

2.4 Основные направления взаимовлияния государства и права 18

3 Правовое государство: основные принципы и условия формирования 21

Заключение 24

Литература

Работа содержит 1 файл

ОК!.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

План  работы

 

Введение                                                                                                                   3

1   Взаимосвязь государства и права.                                                                    4

2   Соотношение государства и права                                                                   8

    2.1   Методологические подходы к проблеме                                            8

    2.2   Воздействие государства на право                                                    10

    2.3   Воздействие права на государство                                                    15

    2.4   Основные направления взаимовлияния  государства и права         18

3   Правовое государство: основные  принципы и условия формирования     21

Заключение                                                                                                            24

Литература                                                                                                             25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      С древних времен людей интересовал  вопрос, что такое право и что  такое государство, взаимосвязь  этих категорий. Философы, мыслители  и в Древнем Риме, и на Древнем  Востоке так или иначе касались этих вопросов, выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древних, и в современном обществах затрагивают каждого из нас.

      На  каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, взаимодействии и взаимовлиянии их друг на друга. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с изменением мировоззрения человека, многих его ориентиров, человеческих ценностей. Человеческое общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам..

      Актуальность  и важность проблемы соотношения  государства и права обусловлена  тем, что государство и право  взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. 
 
 

    1   Взаимосвязь государства  и права. 

 

      Связь государства и права в ее конкретных проявлениях (применение права, правотворчество, толкование права, правовые основы деятельности государственного аппарата и др.) достаточно подробно исследованы в юридической литературе. Говоря о характере связи государства и права, употребляют такие понятия как «отношение», «соотношение», «взаимодействие», «причинно-следственная зависимость», «функциональная зависимость».

      Взаимодействие, как особый вид взаимосвязи, предполагает, что исследуемое явление реализует свою специфическую природу только через связь с другим, и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.

      Во  взаимодействии и государство, и  право выступают и как активные, и как пассивные явления. Связи взаимодействия делят на:

      а) связи порождения;

      б) связи преобразования;

      в) связи развития.

      К связям порождения относятся социальные и духовные потребности человека, экономические основания, которые вызывают возникновение и государства, и права.

      Связи преобразования возникают, когда одно из исследуемых явлений носит  пассивный, а другое – активный характер. Такие связи возникают, когда  государство реализует функцию  правотворчества и применяет  право (через государственные органы), право же, возникнув, оформляет отношения государственных органов между собой и членами общества, закрепляет форму государства, структуру государственного аппарата, ответственность государства перед обществом и отдельными индивидами, определяет формы контроля за государством.

      Связи развития возникают в тех случаях, когда одно из явлений не отвечает потребностям общества и подлежит изменению (в тех случаях, когда ни государство, ни право не отвечают потребностям общества, в действие вступают связи порождения). Нельзя не отметить, что чаще всего инициатором возникновения связи развития выступало государство (правовые реформы, создание отраслеобразующих нормативных актов). Однако в настоящее время и право может выступить инициатором связи развития, когда праву предоставлена возможность оценивать государство с точки зрения соответствия его действий основам правопорядка.

      Известны  два метода, посредством которых  государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, не нуждающийся в правовом регулировании и присущий тоталитарным государствам и цивилизованное управление обществом с помощью правовых инструментов, характерное для государств с развитым демократическим режимом.

      Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

      Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного  развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

      Государство достигает своих целей путем  реализации внутренних и внешних  функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

      Право воздействует на государство при  его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство  воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

      Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы  вмешательства в частную жизнь  граждан. Право обеспечивает возможность  действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

      Право – есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений. Различные теории и школы дают свои оценки природе и сущности права.

      Теория  естественного права. Ее представители (Цицерон, Руссо) считали, что право содержит в себе абсолютные и неизменные начала справедливости, что оно исходит из самой природы. Естественное право противопоставлялось тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм. Естественное право представлялось неким идеалом, к достижению которого должна стремиться правотворческая деятельность государства.

      Историческая  школа права рассматривала право  как выражение духа народа, который  складывается, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса. И задача законодателя виделась в том, чтобы фиксировать то, что уже сложилось как право. Последователи данной школы считали, что право существует не в виде формальных норм, а в виде живых правовых институтов.

      Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий, Россия) объясняла возникновение и развитие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц).

      Марксистско-ленинская  теория. В ее основе лежит тезис  о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Сущность права виделась в его классовой и материальной обусловленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2   Соотношение государства  и права

2.1   Методологические  подходы к проблеме

      В науке по вопросу о соотношении государства и права различают два подхода. Первый – этатистский – исходит из приоритета государства над правом, а право рассматривается как продукт государственной деятельности. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической науке. Считалось, что право находится в подчиненном по отношению к государству положении. Такая точка зрения служила политической практике, склонной видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально догматическое отношение к праву как совокупности норм, издаваемых государством.

      Другой  взгляд на соотношение государства  и права утвердился в русле  естественно-правовых воззрений. Сторонники школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного  договора, исходили из ограничения государства правом, что вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав граждан. С такой позиции праву принадлежит приоритет в сравнении с государством, поскольку право возникает до образования государства и никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Такой подход является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.

      Существует  и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, которая позволяет объединить взгляды сторонников отмеченных позиций и избежать крайностей в вопросе о соотношении и связи государства и права. Согласно этой точке зрения связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера: государство порождает право или из права рождается государство.

      Связь видится более сложной и носит  характер двусторонней зависимости  – государство и право не могут  друг без друга существовать, а  значит, между ними имеется функциональная связь. Она представляется такой: государство не порождает право, а является подчиненной ему силой, а с другой стороны – средством, усиливающим мощь и силу права. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право это позволяет. Наиболее ощутимо воздействие государства на право в сфере правотворчества и реализации права. Причины возникновения как государства, так и права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития, исторических традициях и т.п. Вне и помимо государства осуществление правовых установлений невозможно, как и осуществление государством своих функций вне и помимо права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое государство: основные принципы и условия формирования