Правовая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данного реферата рассмотреть органы судебной власти европейской страны на примере Франции.

Содержание

Введение
1. Процессуальное законодательство Франции
2. Правовая система Франции
3. Консультативные и контрольные органы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Правовая система Франции.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Юридический факультет 
 
 
 

Кафедра теории государства и права 
 
 

Контрольная работа 
 

Учебная дисциплина

Сравнительное правоведение 
 

Правовая  система Франции 

                                  

                                                           Выполнил: студент  1 курса, 164 группы

                                                    дневного отделения, специальности  

                     «Юриспруденция»                                            

                                     Казакова Юлия  Сергеевна

                                                         

                                       Проверил: к.ю.н., доцент

                      З.С. Байниязова

                                                              

                                     
 
 
 

Саратов - 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Франция – многолетнее  государство, в котором  сложилась определенная законодательно закрепленная судебная система 

 

      Содержание 

Введение

1. Процессуальное законодательство Франции

2. Правовая система Франции

3. Консультативные и контрольные органы

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Основы  современной судебной системы Франции  были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство  на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) - решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).

     Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении  возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один принцип -равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.

     По  общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система

     Франции многоступенчата, и ее можно разделить  на две ветви -собственно судебную систему и систему административных судов.

     В мире существуют две основные модели организации расследования преступлений: французская и англо-американская. Во Франции расследованием преступлений занимаются следственные суды, а также полиция и прокуратура в зависимости от тяжести преступного деяния. Согласно же англо-американской системе расследованием преступлений занимается исполнительная власть.

     Очевидно, что в основе распределения юрисдикций между следственным судьей и прокурором, полицией лежит тщательно продуманная  концепция, опирающаяся на теорию разделения властей. Судебная власть не выполняет обвинительных функций и не подотчетна прокурору, тогда как исполнительная власть осуществляет уголовное преследование, формулирует и поддерживает обвинение, не принимая окончательных решений по уголовному делу.

     Взаимодействуя, тип процессуальных функции оказываются разделенными уже на предварительном следствии, что и отличает состязательный уголовный процесс от инквизиционного. Вершина треугольника - следственный судья, его нижние угловые точки – обвинение и защита, равноправные стороны, полемика которых приводит в конечном счете к принятию законных и справедливых решений.

     Цель  данного реферата рассмотреть органы судебной власти европейской страны на примере Франции. 

 

      1. Процессуальное законодательство Франции 

     В основе действующего уголовно-процессуального законодательства Франции лежит УПК 1958 г. Он пришел на смену наполеоновскому УПК 1808 г., подготовленному и вступившему в силу одновременно с УК 1810г.-с 1 января 1811 г. (первоначально предполагалось издать единый нормативный акт по вопросам уголовного права и процесса, но затем проект был разделен на два самостоятельных кодекса). УПК 1808 г. сыграл важную роль в практическом претворении ряда важнейших положений Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Им была установлена смешанная форма уголовного процесса: розыскная, т.е. тайная, письменная процедура на стадиях досудебного прохождения дела (при соблюдении определенных прав обвиняемого) и состязательная процедура судебного разбирательства с присущими ей принципами устности и непосредственности. Как и УК 1810 г., наполеоновский УПК оказал существенное воздействие на законодательство многих стран различных континентов.

     УПК 1958 г. сохранил смешанную форму уголовного процесса, однако значительно усилил гарантии соблюдения законности на досудебных стадиях и непосредственно в судопроизводстве (в частности, путем расширения возможностей судебного контроля за следствием и принесения обвиняемым жалоб на действия следственных органов и др.). В УПК 1958 г. подробно регулируются деятельность органов дознания и предварительного следствия (книга 1), порядок разбирательства уголовных дел о тяжких преступлениях, уголовных деликтах и проступках (книга 2), вопросы кассационного обжалования (книга 3) и особые виды производства, в частности по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных во время судебного заседания (книга 4), и, наконец, исполнение приговоров по уголовным делам (книга 5).1

     В УПК 1958 г. включены положения о ряде правовых институтов, традиционно относимых  к области уголовного права и пенитенциарии. Именно этот кодекс ввел во французское законодательство «отсрочку с испытанием» как новую форму условного осуждения, предусмотрел правила режима «полусвободы», определил порядок привлечения заключенных к труду и принципы его оплаты и др. Со времени издания в него не раз вносились изменения, наиболее важные из которых связаны с принятием в начале 1981 г. закона под названием «Безопасность и свобода», расширившего права полиции в борьбе с насильственными преступлениями (в 1983 г. большинство положений этого закона было отменено).

     Одновременно  с принятием нового УПК во Франции  началась реформа судоустройства, окончившаяся после принятия нового Гражданского процессуального кодекса. Первым ее этапом стало издание Ордонанса  об организации судебной системы 1958 г., а завершающим -принятие Кодекса судоустройства 1978 г., в котором подробно регулируются состав, компетенция и формы деятельности всех судебных инстанций, рассматривающих гражданские и уголовные дела, а также некоторых специализированных судебных учреждений.2

     Система общих судов во Франции включает в себя Кассационный суд, апелляционные  суды и суды, рассматривающие различные  категории дел по первой инстанции.

     Кассационный  суд, возглавляющий систему общих  судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще при «старом режиме», предшествовавшем революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и ныне, после реформы 1967 г., включает в себя шесть палат -пять по гражданским делам и одну по уголовным. В свою очередь «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам (она рассматривает дела по социальному страхованию, трудовым соглашениям и др.). Согласно декретам 1982 -1983 гг., Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, 84 членов суда (их принято именовать советниками), 36 советников-докладчиков различных категорий, а также генерального прокурора при Кассационном суде, первого генерального адвоката и 19 генеральных адвокатов (все они являются не представителями сторон, а помощниками генерального прокурора). Еще одна категория служащих Кассационного суда -аудиторы, которые вместе с советниками-докладчиками, имеющими совещательный голос и более высокий статус, участвуют в подготовке дел к слушанию (их функции определены декретом 1984 г.).3

     Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей трех палат, либо, наконец, пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по два других представителя от каждой палаты. Большинство дел рассматривается только в одной из палат.

     Постановление палаты выносится при участии  в ее заседании не менее пяти членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты. По некоторым вопросам, в частности  относительно отклонения явно необоснованных жалоб либо жалоб на постановления обвинительной камеры апелляционного суда, решения могут приниматься коллегией из трех судей соответствующей палаты. Смешанные палаты созываются в случаях, когда в одной из палат голоса разделились поровну либо если дело содержит вопрос, касающийся компетенции нескольких палат или вызывающий противоречивые суждения. Пленум Кассационного суда собирается для разбирательства таких дел, которые содержат вопросы принципиального характера, а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде.

     В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб  на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, но не обязательно, исчерпаны возможности обжалования  в обычном, апелляционном, порядке. При этом суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

     Кассационный  суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особое значение имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.

     Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пять апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и по социальным вопросам. В Парижском апелляционном суде насчитывается 25 палат, в Лионском - семь, в некоторых апелляционных судах - по одной палате. Дела рассматриваются в коллегиях в составе не менее трех, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел - пяти судей.

     Палаты  по уголовным делам в составе  председателя палаты и двух членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Рассмотрев апелляционную жалобу по уголовному делу, палата от имени апелляционного суда либо оставляет приговор в силе, либо отменяет его и, как правило, сама выносит новое решение (по существу, приговор) по делу.

Информация о работе Правовая система Франции