Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:21, реферат
Чтобы рассмотреть такой важный вопрос, как «нотариат», необходимо понять сущность этого понятия. Во-первых, Нотариат, как институт, имеет свою историю возникновения, восходящюю к временам Республики Древнего Рима. Нотариусов ещё не было, но у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами, функцией которых было оформление письменных распоряжений, даваемых магистратами, также обязанностью было ведение судебных журналов, которые носили публично-правовой характер. Кроме должностных писцов существовала категория частных писцов.
Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства.
Чтобы рассмотреть такой
важный вопрос, как «нотариат», необходимо
понять сущность этого понятия. Во-первых, Нотариат, как
институт, имеет свою историю возникновения,
восходящюю к временам Республики Древнего
Рима. Нотариусов ещё не было, но у римлян
существовал особый институт должностных
лиц, именуемых писцами, функцией которых
было оформление письменных распоряжений,
даваемых магистратами, также обязанностью
было ведение судебных журналов, которые
носили публично-правовой характер. Кроме
должностных писцов существовала категория
частных писцов. Они состояли домашними
секретарями у богатых римлян, вели деловую
переписку, оформляли юридические сделки.
Лиц, выполнявших эти функции, назвали
со временем нотариусами (notaril) от слова
notta, что означало стенографический знак,
который применялся для скорости записей,
а помещения ,где осуществлялась деятельность
нотариальными конторами.
В историко-правовой литературе утвердилось
мнение, что первыми лицами, исполняющими
нотариальные функции, были площадные
подьячие, которые в XVI веке специально
на площадях занимались составлением
различных письменных актов.
Нотариат в Республике Казахстан - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных Законом РК. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных Законом РК, обладают:
1) нотариусы, работающие в
2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;
3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;
Нотариальная деятельность представляет собой совершение нотариусом и иными уполномоченными лицами нотариальных действий. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий. В свою очередь, обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, органов исполнительного производства по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов. Лица, умышленно разглашающие сведения о совершенном нотариальном действии, несут ответственность в соответствии с законодательством. Юридические лица, независимо от форм собственности, и должностные лица обязаны представлять нотариусу сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в срок не позднее десяти дней с момента истребования их нотариусом. Сведения о завещаниях, дубликаты и копии завещаний заинтересованным лицам выдаются только после смерти завещателя, если иное не установлено законодательством.
Вопрос о
месте нотариата в правовой системе
Казахстана в целом весьма значим
и актуален. Высказываются самые различные,
порой полярные точки зрения. Для понимания
данного вопроса важно принять во внимание
следующее. Система нотариата независимо
от способа своей организации является
публично-правовой по организации и содержанию
своей деятельности и является частью,
пусть и особым образом действующей, государственной
системы.
Анализ функций нотариата показал, что
обеспечивающая их выполнение организационная
структура должна представлять собой
орган с двойственной правовой природой,
действующий на границе государства и
гражданского общества. Уникальность
этого правового института предопределяет
сложность поиска его места в правовой
системе Республики Казахстан. Однако
решение вопроса о месте нотариата в совокупности
явлений и институтов юридической действительности
Казахстана необходимо для разрешения
совокупности сопутствующих ему вопросов:
о численности, статусе и компетенции
нотариусов, полномочиях нотариальных
палат и органов юстиции и т.д. Некоторые авторы придерживаются
мнения о том, что нотариат представляет
собой систему государственных органов
и должностных лиц, на которых возложено
удостоверение бесспорных прав и фактов,
свидетельствование документов, выписок
из них, придание документам исполнительной
силы и выполнение других предусмотренных
законом действий в установленном законом
порядке в целях обеспечения защиты прав
и охраняемых законом интересов граждан
и юридических лиц.
Разделяя точку зрения
о государственной природе
Как известно, в современной России в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в Конституции Республики Казахстан, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Отнесение нотариата к судебной системе неправомерно, поскольку суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе. Суды в системе разделения властей осуществляют правосудие в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, нотариат же действует в сфере бесспорной юрисдикции. Долгое время в теории гражданского процессуального права господствовала точка зрения Н.Б. Зейдера об отнесении нотариата к органам судебной власти, как органам, осуществляющим защиту гражданских прав. Этим обуславливалось и то, что нотариат традиционно изучался в рамках учебного предмета гражданского процессуального права.
Нотариат как правовой институт наиболее близок по своим целям и принципам деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели - обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Выражаясь образно, нотариат – это орган предупредительного, превентивного правосудия. Нотариат существует для того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата – предупреждать гражданско-правовые споры.
Нотариат не является ветвью государственной власти, в отличие от суда. Однако как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.
Сегодня,
при четкой реализации принципа разделении
властей, нотариат занял иное место
в правовой системе – он служит
инструментом предупредительного правосудия.
Суды осуществляют свою деятельность
(правосудие) в рамках конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства, нотариат
- обеспечивает защиту прав и законных
интересов граждан и
Основное, что связывает нотариат с правосудием – это то, что их деятельность направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют своеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей. Например, как замечает В.Жуйков, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Нотариусы совершают исполнительные надписи, обеспечивают доказательства – все это ни что иное, как властные полномочия.
Нотариат
играет большую роль в защите прав
граждан без обращения к
Нотариат не является и
составной частью системы органов
юстиции. Нотариат (независимо от способа
своей организации: государственный
или действующий как
Традиционно многими исследователями
нотариат относится к системе
органов гражданской
Процесс совершения нотариусами нотариальных действий, действительно, по своим стадиям напоминает юрисдикционную деятельность: установление фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, применение конкретной нормы права к установленным фактическим обстоятельствам, совершение нотариального действия или отказ в его совершении; однако нотариальная деятельность лишена важнейшей характеристики юрисдикционной деятельности — рассмотрения правовых споров, решения дел о правонарушениях.
Итак, нотариат представляет
собой негосударственный орган,
осуществляющий делегированную ему
государством публичную функцию
по защите прав и законных интересов
граждан и юридических лиц
— правоохранительную функцию. В
силу этого нотариат занимает самостоятельное
место в системе
Отнесение нотариата к блоку правоохранительных органов наряду с судом, прокуратурой и признание за ним самостоятельного места в рамках этой системы на сегодняшний день поддерживается все большим количеством исследователей.
Информация о работе Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства