Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Чтобы рассмотреть такой важный вопрос, как «нотариат», необходимо понять сущность этого понятия. Во-первых, Нотариат, как институт, имеет свою историю возникновения, восходящюю к временам Республики Древнего Рима. Нотариусов ещё не было, но у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами, функцией которых было оформление письменных распоряжений, даваемых магистратами, также обязанностью было ведение судебных журналов, которые носили публично-правовой характер. Кроме должностных писцов существовала категория частных писцов.

Работа содержит 1 файл

Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства.docx

— 22.79 Кб (Скачать)

Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства.

Чтобы рассмотреть такой  важный вопрос, как «нотариат», необходимо понять сущность этого понятия. Во-первых, Нотариат, как институт, имеет свою историю возникновения, восходящюю к временам Республики Древнего Рима. Нотариусов ещё не было, но у римлян существовал особый институт должностных лиц, именуемых писцами, функцией которых было оформление письменных распоряжений, даваемых магистратами, также обязанностью было ведение судебных журналов, которые носили публично-правовой характер. Кроме должностных писцов существовала категория частных писцов. Они состояли домашними секретарями у богатых римлян, вели деловую переписку, оформляли юридические сделки. Лиц, выполнявших эти функции, назвали со временем нотариусами (notaril) от слова notta, что означало стенографический знак, который применялся для скорости записей, а помещения ,где осуществлялась деятельность нотариальными конторами. 
В историко-правовой литературе утвердилось мнение, что первыми лицами, исполняющими нотариальные функции, были площадные подьячие, которые в XVI веке специально на площадях занимались составлением различных письменных актов.

Нотариат в Республике Казахстан - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов  физических и юридических лиц  путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление  иных задач, предусмотренных Законом РК. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных Законом РК, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных  нотариальных конторах (государственные  нотариусы), и нотариусы, занимающиеся  частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов  акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские  функции от имени Республики  Казахстан;

Нотариальная деятельность  представляет собой совершение нотариусом и иными уполномоченными лицами нотариальных действий.  В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий. В свою очередь, обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, органов исполнительного производства по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов. Лица, умышленно разглашающие сведения о совершенном нотариальном действии, несут ответственность в соответствии с законодательством. Юридические лица, независимо от форм собственности, и должностные лица обязаны представлять нотариусу сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в срок не позднее десяти дней с момента истребования их нотариусом. Сведения о завещаниях, дубликаты и копии завещаний заинтересованным лицам выдаются только после смерти завещателя, если иное не установлено законодательством.

 

Вопрос о  месте нотариата в правовой системе  Казахстана в целом весьма значим и актуален. Высказываются самые различные, порой полярные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.  
 
Анализ функций нотариата показал, что обеспечивающая их выполнение организационная структура должна представлять собой орган с двойственной правовой природой, действующий на границе государства и гражданского общества. Уникальность этого правового института предопределяет сложность поиска его места в правовой системе Республики Казахстан. Однако решение вопроса о месте нотариата в совокупности явлений и институтов юридической действительности Казахстана необходимо для разрешения совокупности сопутствующих ему вопросов: о численности, статусе и компетенции нотариусов, полномочиях нотариальных палат и органов юстиции и т.д. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Разделяя точку зрения о государственной природе нотариата, другие ученые определяют нотариат как  систему органов юстиции, а также  должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства о нотариате  предоставлено право совершать нотариальные действия. По мнению ученых данной группы, вполне логично и правомерно отнесение нотариата к ведению органов юстиции, так как значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия .

Как известно, в современной  России в соответствии с принципом  разделения властей, закрепленным в Конституции Республики Казахстан, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Отнесение нотариата к судебной системе  неправомерно, поскольку суд в  связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе. Суды в системе разделения властей  осуществляют правосудие в рамках конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства, нотариат же действует в сфере бесспорной юрисдикции. Долгое время в теории гражданского процессуального права господствовала точка зрения Н.Б. Зейдера об отнесении нотариата к органам судебной власти, как органам, осуществляющим защиту гражданских прав. Этим обуславливалось и то, что нотариат традиционно изучался в рамках учебного предмета гражданского процессуального права.

Нотариат  как правовой институт наиболее близок по своим целям и принципам  деятельности к суду. Суд и нотариат объединяет единство цели - обеспечение  защиты прав граждан и юридических  лиц. Выражаясь образно, нотариат –  это орган предупредительного, превентивного  правосудия. Нотариат существует для  того, чтобы не доводить дело до суда. Миссия нотариата – предупреждать  гражданско-правовые споры.

Нотариат  не является ветвью государственной  власти, в отличие от суда. Однако как и суд, он действует от имени государства, что предопределяет его публично-правовой статус.

Сегодня, при четкой реализации принципа разделении властей, нотариат занял иное место  в правовой системе – он служит инструментом предупредительного правосудия. Суды осуществляют свою деятельность (правосудие) в рамках конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства, нотариат - обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических  лиц путем совершения нотариусами  предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Республики Казахстан.

Основное, что связывает нотариат с правосудием  – это то, что их деятельность направлена на защиту прав граждан. При этом и суд, и нотариат используют своеобразные властные полномочия – суд в большей степени, нотариат в меньшей. Например, как замечает В.Жуйков, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Нотариусы совершают исполнительные надписи, обеспечивают доказательства – все это ни что иное, как властные полномочия.

Нотариат  играет большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность  обратиться за такой защитой в  суд.

Нотариат не является и  составной частью системы органов  юстиции. Нотариат (независимо от способа  своей организации: государственный  или действующий как объединение  нотариусов, занимающихся частной практикой) обладает публично-правовым характером, проявляющимся в его организации  и содержании деятельности. Однако это не дает оснований считать  нотариат государственным органом  и частью, пусть и особым образом  действующей, государственного аппарата, входящим в систему органов государственной  власти. По ряду внешних признаков  нотариат похож на государственные  органы: от имени государства осуществляет государственные функции, имеет  четкую организационную структуру  и территориальный масштаб деятельности, однако это не является достаточным  основанием считать нотариат государственным  органом. Следовательно, нотариат не может  организационно входить ни в систему  органов юстиции, ни в любую иную государственную структуру.

Традиционно многими исследователями  нотариат относится к системе  органов гражданской юрисдикции, под которой понимается деятельность всех органов, наделенных полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота. При этом значимым критерием отнесения нотариата к системе органов гражданской юрисдикции является то, что деятельность нотариальных органов происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.

Процесс совершения нотариусами нотариальных действий, действительно, по своим стадиям  напоминает юрисдикционную деятельность: установление фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, применение конкретной нормы права к установленным фактическим обстоятельствам, совершение нотариального действия или отказ в его совершении; однако нотариальная деятельность лишена важнейшей характеристики юрисдикционной деятельности — рассмотрения правовых споров, решения дел о правонарушениях.

Итак, нотариат представляет собой негосударственный орган, осуществляющий делегированную ему  государством публичную функцию  по защите прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  — правоохранительную функцию. В  силу этого нотариат занимает самостоятельное  место в системе правоохранительных органов Республики Казахстан, не входя организационно ни в одну из иных правоохранительных государственных структур (суды, прокуратура, органы юстиции).

Отнесение нотариата к  блоку правоохранительных органов  наряду с судом, прокуратурой и признание  за ним самостоятельного места в  рамках этой системы на сегодняшний  день поддерживается все большим количеством исследователей.

 


Информация о работе Правовая природа нотариата и его место в правовой системе государства