Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:05, курсовая работа
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа
местного самоуправления
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа
местного самоуправления представляет
собой систему нормативных
Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;
конституции, уставы,
законы субъектов Российской Федерации;
уставы и другие нормативные правовые
акты муниципальных образований, регулирующие
вопросы организации и
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Одним из таким актов
международного права, важнейшим элементом
правовой основы местного самоуправления
в Российской Федерации является
подписанная от имени Российской
Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная
Федеральным собранием
Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).
При этом Европейская
хартия местного самоуправления устанавливает
обязательства государств, подписавших
ее, в том числе Российской Федерации.
Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления
должен быть признан во внутреннем
законодательстве и, по возможности, в
Конституции государства». Российская
Федерация как участник этого
договора обязуется соблюдать
информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.
Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.
3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Прежде всего, согласно
ст. 12 «в Российской Федерации признается
и гарантируется местное
• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• органы местного самоуправления
не входят в систему органов
• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
• структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территории.
В Конституции Российской Федерации содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
• управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение н исполнение местного бюджета;
• установление местных налогов и сборов;
• осуществление охраны общественного порядка;
• иные вопросы местного значения.
Конституцией Российской Федерации закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
• право на судебную защиту;
• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами государственной власти;
• запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Ставя органы местного
самоуправления вне системы органов
государственной власти, Конституция
Российской Федерации в то же время
допускает возможность
4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Ст. 72 Конституции
Российской Федерации относит установление
общих принципов организации
местного самоуправления к совместному
ведению Российской Федерации и
ее субъектов. По предметам совместного
ведения согласно ст. 76 Конституции
Российской Федерации «издаются
федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации». Иначе говоря,
федеральное законодательство о
местном самоуправлении составляет
«юридическую базу для правового
регулирования местного самоуправления
субъектами Российской Федерации» . Оно
обеспечивает общие для всех субъектов
Российской Федерации подходы к
вопросам формирования и развития правовой
основы местного самоуправления, дает
определения основных понятий и
терминов, используемых при правовом
регулировании муниципальных
Основополагающие
начала организации и деятельности
местного самоуправления, закрепляемые
Конституцией Российской Федерации, получили
развитие в Федеральном законе от
28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Данный закон «в соответствии с Конституцией
Российской Федерации определяет роль
местного самоуправления в осуществлении
народовластия, правовые, экономические
и финансовые основы местного самоуправления
и государственные гарантии его
осуществления, устанавливает общие
принципы организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Согласно
ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ
(ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» ему не могут
противоречить другие федеральные
законы, законы субъектов Российской
Федерации, устанавливающие нормы
муниципального права. В случае же противоречия
норм муниципального права, содержащихся
в этих законах, положениям Конституции
Российской Федерации, Федеральному закону
от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
должны применяться положения
Особенная роль Федерального
закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» в развитии правовой основы
местного самоуправления определяется
также и тем, что он разграничивает
полномочия федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в области
местного самоуправления. Так, полномочия
органов государственной власти
Российской Федерации устанавливает
ст. 4, согласно которой на федеральном
уровне осуществляется законодательное
регулирование общих принципов
организации и деятельности местного
самоуправления, контроль за соблюдением
федеральных законов. Речь в данном случае
идет не только о Конституции Российской
Федерации, Федеральном законе от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», но и о других
федеральных законах, регулирующих
отдельные вопросы построения
и функционирования местного самоуправления,
в частности, вопросы ответственности
органов местного самоуправления за нарушение
законов; организации местного самоуправления
в закрытых административно-
порядка судебной защиты
прав местного самоуправления; федеральных
гарантий финансовой самостоятельности;
регулирование основ
Целям обеспечения
федеральных гарантий избирательных
прав граждан при выборах органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления служит
Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ
(ред. от 22.06.98) «Об обеспечении
представительным органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления и т.п., но только в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для установления и
обеспечения федеральных