Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:16, доклад

Описание работы

Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Правотворчество представляет собой особую форму  деятельности государственных органов  по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения  или отмены юридических норм.

В понимании  данного понятия основной акцент делается на то, что правотворчество - это творчество права, то есть создание системы юридических норм. Оно представляет собой деятельность государства. Если не терять из виду этих основных моментов в понятии правотворчества, то вряд ли можно согласиться с утверждением В.В.Лазарева в учебнике «Общая теория права и государства», что «изначально право формируется естественно исторически, до и независимо от деятельности законодателя». Такое утверждение, на наш взгляд, представляет собой продолжение его же заблуждений относительно понятия права. То право, которое формируется естественно исторически, и право, создаваемое в результате правотворческой деятельности государства, суть не одно и то же. Формируемое естественно-исторически - не юридическое право и к деятельности юристов прямого отношения не имеет. Некоторые формы так называемого естественного права уже давно забыты (например, калым), а некоторые, войдя в систему прав человека, выступают оценочными по отношению к юридическому праву. Короче говоря, правотворчество - это изначальная и естественная деятельность государства по созданию правовых (юридических) норм, и этой деятельности ничего больше не предшествует: нет государства - нет и юридического права, появилось государство - оно создает определенные правила поведения и соответствующую правоохранительную и правоприменительную надстройку.

Различают цели, формы, виды, способы, субъекты, объекты  и стадии правотворчества 

Большой выбор  мотоциклов и мопедов по доступным  ценам!

1. Целью правотворчества является создание и упрочение правовой (юридической) базы общества, совершенствование текущего законодательства и его систематизация в форме кодификации, инкорпорации и консолидации.

Кодификация - это  творческая, внутренняя, содержательная переработка имеющихся нормативно-правовых актов и создание на их основе нового, единого, укрупненного нормативно-правого акта, называемого кодексом. Кодификация представляет собой нормативно-правовое обобщение различных, порой многочисленных источников права: она облегчает нахождение нужной нормы, устраняет пробелы, систематизирует многочисленные разрозненные нормы права.

Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права  внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, собраний законодательства и т.д. Последние  бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законодательством).

Консолидация - укрупнение правовых актов. В нашей  стране применяется редко.

2. Формы правотворчества. Выделяют три формы правотворчества:

а) непосредственное правотворчество, то есть правотворчество государствообразующего народа (референдум) и некоторых других субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);

б) правотворчество  государственных органов (органов  законодательной, исполнительной власти);

в) правотворчество  общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

3. Виды правотворчества. Различают три вида правотворчества:

а) непосредственное правотворчество государствообразующего народа, органов государственной  власти;

б) делегирование  правотворчества - предоставление государством права принятия каких-то нормативных  актов другим, негосударственным  субъектам (например, право профсоюзов в регулировании трудовых отношений); 

в) санкционированное  правотворчество. Так называется факт регистрации в государственном органе нормативного акта, принятого негосударственной структурой, и придания ему таким путем юридической силы'. Имеет место в случаях, когда, например, принятый устав акционерного общества, зарегистрированный в соответствующих государственных органах, приобретает силу нормативно-правового акта.

4. Способы правотворчества. Выделяются два способа правотворчества:

- прямое установление  норм нрава (референдумом, государственным  органом, делегированным органом);

- санкционирование, то есть придание юридической силы правилам поведения непрямого установления (например, придание юридической силы некоторым обычаям, нормам, установленными общественными объединениями и т.д.).

5. Субъекты правотворчества. Ими являются все государственные органы, общественные организации, которым законодательством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).

6. Объекты правотворчества - конкретные письменные документы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодексы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.).

7. Стадии правотворчества. Поскольку правотворчество является важнейшим видом государственной деятельности, то осуществление его подразделяется на несколько стадий:

а) законодательная  инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых  других важнейших нормативно-правовых актов. Статья 104 Конституции Российской Федерации перечисляет официальных  лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц,заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы;

б) решение компетентного  органа о необходимости принятия нормативно-правового акта. На этой стадии определяется потребность в нормативно-правовом акте и принимается решение приступить к его разработке;

в) разработка нормативно-правового  акта, согласование его с заинтересованными  учреждениями, организациями;

г) рассмотрение проекта соответствующим органом;

д) принятие нормативно-правового  акта;

с) доведение  принятого нормативно-правового  акта до адресатов, опубликование его.

В зависимости  от сложности и объема нормативно-правового  акта могут быть образованы рабочие  комиссии, проведено обсуждение проекта и т.д. Принятие акта может быть осуществлено с помощью нескольких чтений, что определяется регламентом правотворческого органа.

Информация о работе Правотворчество