Правотворчество, его принципы и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — уяснить смысл правотворческой деятельности и систематизации нормативно-правовых актов в нашей стране и проанализировать практическую реализацию этих категорий.
Задачи работы:
— изучить понятие, принципы, стадии, виды, функции правотворческой деятельности;
— рассмотреть понятие и сущность нормативно-правовых актов, определить их виды;
— определить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц;
— изучить вопросы кодификации и систематизации нормативно-правовых актов.

Содержание

Введение ................................................................................................3
1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии, виды, функции ....................5
2. Нормативно-правовые акты и их виды. Законы, подзаконные нормативные акты ................................................................................................11
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Их кодификация и систематизация ................................................18
Заключение ............................................................................................24
Список использованной литературы .............................................................25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

Курсовая работа 
По теории государства и права 
На тему: «Правотворчество в Российской Федерации - 
понятие и содержание» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ................................................................................................3 
1. Правотворчество: понятие, принципы, стадии, виды, функции ....................5 
2. Нормативно-правовые акты и их виды. Законы, подзаконные нормативные акты ................................................................................................11 
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Их кодификация и систематизация ................................................18 
Заключение ............................................................................................24 
Список использованной литературы .............................................................25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что сегодня довольно часто принимаются  не очень точные нормативно-правовые акты (страдает юридическая техника и порождает их двоякое толкование), возникают коллизии юридических норм и т.д. Чтобы не было этих негативных явлений в массиве отечественного права, следует не упускать высокую роль нормотворческой деятельности компетентных органов и правильной систематизации правовых актов. 
Процесс правотворчества это не простое «сочинительство», направленное на упорядочение общественных отношений, а сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества. 
Еще со времен становления государства, дабы установить минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает «дверь» в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Поэтому вполне объясним громадный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества. 
Цель работы — уяснить смысл правотворческой деятельности и систематизации нормативно-правовых актов в нашей стране и проанализировать практическую реализацию этих категорий. 
Задачи работы: 
— изучить понятие, принципы, стадии, виды, функции правотворческой деятельности; 
— рассмотреть понятие и сущность нормативно-правовых актов, определить их виды; 
— определить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; 
— изучить вопросы кодификации и систематизации нормативно-правовых актов. 
Работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка используемой литературы. 
В качестве источников материала для данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, В. Н. Хропанюка и других видных отечественных теоретиков права.

1.ПРАВОТВОРЧЕСТВО:  ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СТАДИИ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ 
Большая Советская Энциклопедия трактует правотворчество как деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил — правовых норм . Соглашаясь с данным мнением, мы остановимся и на взглядах профессиональных юристов, более широко рассмотрим сущность и виды правотворческой деятельности. 
Согласно традиционной точке зрения, правотворчество — это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р. Лукич определяет правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами . В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов. 
По мнению А. И. Королева, правотворчество — это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства и принятием некоторых из этих основ в качестве, официально незакрепленных, но действующих, имеющих важное место во внутригосударственной общественной жизни. 
По мнению одних авторов, правотворчество выступает как периодически оформленная процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению и обмену этих актов. Другая позиция заключается в широкой трактовке правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной деятельности государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений о создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих. Эти взгляды сохраняются в тех или иных вариантах и в настоящее время. В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества охватывает весь процесс создания правовой нормы — начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие. Суммируя устойчивые научные разработки и устоявшиеся в практике законотворчества подходы, предложим следующее определение правотворчества. Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В таком определении выделяются несколько элементов. Во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации, во-вторых, определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной правовой акт, в-третьих, выбор формы предполагаемого акта, в-четвертых, подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур. Все названные элементы находятся между собой в органическом единстве. Выпадение каких-либо элементов или их отсутствие, ослабление их внутренних связей и зависимостей делает дефектным правотворчество в целом. Оно плохо или с опозданием отражает общественные ситуации и тенденции развития экономики, политической и социальной сферы. Создаются необоснованные, неэффективные правовые акты, которые плохо или отрицательным образом влияют на общественные процессы и поведение людей. 
Правотворчество отличается своим созидательно-процессуальным характером, когда в нем как в котле с высокой общественной температурой переплавляются такие элементы бытия как общественные интересы, потребности, волевые установки, варианты решений, формирующиеся и формализуемые нормы. Причем в нем не должно быть механистичности или даже автоматизма, поскольку именно творческий созидательный характер деятельности отвечает задаче отыскания среди множества инвариантных норм поведения те, которые практикуются социально-полезными и будут затем отмечены в юридически-строгую, общезначимую форму. В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности. 
Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним. 
Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве. 
Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума — самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума была принята Конституция России. 
Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент. 
Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями. 
Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия. 
Нормотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. 
Основную нормотворческую деятельность в Российской Федерации осуществляет парламент — Федеральное Собрание. В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации». 
Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Законодательный процесс — это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов. 
Правотворческий процесс складывается из стадий: 
1. Стадия законодательной инициативы. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы строго очерчен в Конституции РФ. Начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы и кругу ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Феде?рации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави?тельству, законодательным (представительным) органам субъектов Рос?сийской Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Право законодательной инициативы — это юридически предусмотренная возможность соответствующих государственных органов и депутатов вно?сить в Государственную Думу проекты законов. 
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, включение в план законопроектных работ и т.д. 
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Следует отметить, что по наиболее важным нормативным актам, в демократическом государстве его проект выносится на всенародное обсуждение или на референдум (например, проект Конституции РФ был вынесен на всенародный референдум, а принятие нового Уголовно-процессуального кодекса уже много лет обсуждается консультативными группами ученых и специалистов). 
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. 
5. Принятие нормативного акта. Нормативно-правовой акт — официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права. Создается в результате нормотворческой (законодательной) деятельности органов государства. Является основным источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга лиц. Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности. По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на: законы — принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства или путем референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государственной власти: конституционные, обыкновенные, чрезвычайные; подзаконные акты — указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов управления 
6. Доведение содержания принятого акта до адресатов. Принятый закон идет на подписание Президенту Российской Федерации, после этого он подлежит обнародованию. Следует отметить, что все нормативно-правовые акты подлежат обнародованию, т.е. они должны быть доведены для всеобщего сведения, путем опубликования в «Российской газете», «Сборнике законодательства Российской Федерации» и др. официальных изданиях. Местные нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в местных официальных печатных изданиях. 
Можно выделить следующие виды правотворчества: 
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 
2) непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 
3) санкционирование государственными органами обычаев; 
4) создание судебного прецедента. 
Референдум — это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. 
Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта). 
Понятно, что в каждой стране правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В Великобритании, например, правотворческая деятельность осуществляется в таких ее видах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов управления и местных органов государственной власти (самоуправление), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющие дело с правовыми обычаями. 
В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть «предположительно должна была ба оставаться исключительной привилегией парламента — законодателей, непосредственно подотчетным избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реальной жизни парламенту «приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам». Министры короны, органы местного управления, независимые корпорации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейских сообществ — «все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов». И все же, заключают авторы, суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, так как ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе, как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента. 
В российской практике правотворчества судебные прецеденты dе jure не признаются, de facto же судебные разъяснения Высшего Арбитражного суда и других высших судебных инстанций зачастую используются судебными органами низших инстанций при рассмотрении тех или иных дел, а следовательно Высшие судебные органы занимают свою нишу в процессе правотворчества (об этом будет подробнее сказано в главе «Правотворческая деятельность Российских судов»). 
В Российской Федерации право и обязанность правотворческой деятельности возложены на высшие и местные органы государственной власти и управления, сам народ (путем участия в референдуме), субъекты федерации, путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления. 
В соответствии с Конституцией предусматривается, например, заключение правовых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов федерации, с другой. Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам. 
Сравнивая различные виды правотворческой деятельности, осуществляемой в России, с правотворческой деятельностью государственных органов Великобритании и других стран, нетрудно заметить, что между ними есть как общее, так и особенное. Последнее проявляется, в частности, в наличии у той и другой стороны своих особенных видов правотворческой деятельности (в Великобритании — судебная правотворческая деятельность, а России — правотворчество с помощью референдума и путем заключения правовых договоров), в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, в установлении особого порядка законодательного закрепления правотворческой деятельности государственных органов и др.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ ВИДЫ. ЗАКОНЫ, ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Такая форма  права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых ре?шены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения. 
Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого права. 
Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия (например, Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете 1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие- вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» это и является преамбулой. 
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта — результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им. 
В других же отраслях права мы находим различные способы изло?жения правовых норм в статьях нормативно-правового акта — от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах. 
Следующий вопрос — это вопрос о юридической силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. 
Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязатель?ное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответ?ствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на феде?ральном уровне. 
И в этой связи неверными являются положения некоторых Консти?туций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюд?жетной и иных сферах. 
Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосу?дарственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу феде?ральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов может вести к разрушению госу?дарства, его федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рас?сматривалась в предыдущей книге, в теории государства. 
Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная — у постановлений Правительства и т. д. Но это не значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее «влиятель?ными». Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов. 
Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соот?ветствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта — это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, приня?тых нижестоящим органом, вышестоящим актам. 
Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используется в ином смысле — как юридическое значение документа, как определение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условное упо?требление понятия «юридическая сила». 
В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения до?кументов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения. 
Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория 
права. 
Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, су?ществуют и нормы, не имеющие правового характера и зна?чения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой — устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону. 
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание. 
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение — Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт. 
Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между право, содержащими и право применяющими, право, реализующими актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется необходимость его обозначения как нормативно-правового акта. 
Понятие нормативно-правовой акт как — источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих много?образные и бесчисленные — социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать норматив?но-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. 
Итак, Нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. 
Можно определить наиболее важные критерии, по которым непо?средственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утрата юридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев. 
По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такой вид нормативно-правового акта, как закон. 
Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собрани?ем и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах — в ходе спе?циальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления насе?ления по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. 
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячеле?тий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. По?этому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном — опять же, как синоним всех источников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. 
Смешение этих значений может приводить к негативным послед?ствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Феде?рации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется прин?цип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону». 
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в су?дебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности. 
Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под?правили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и феде?ральному закону». Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным орга?ном. Но тогда возникает вопрос — а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Сме?шение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципи?альной ошибке в важнейшем виде закона — в Конституции Российской Федерации. 
Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из?вестны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы. 
Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан — закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неве?дению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс — права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай — все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью пра?вом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть началь?ником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в госу?дарстве; мерилом справедливого и несправедливого, — которое приказы?вает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. 
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также — «закон строг, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение что же такое закон . На мой взгляд Закон — это нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непо?средственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны 
Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, — акты иного юридического качества: все они находятся «под» законом, т.е. являются подзаконными. 
Вместе с тем под законность нормативных юридичес?ких актов не означает их «меньшую» юридическую обяза?тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов. 
Было бы неверным недооценивать социаль?ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани?мают важное место во всей системе нормативного регули?рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу?ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой «ниже расположенной» государственной инстанции должен не только находиться «под» законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото?рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж?ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе?ние, например актам Министерства финансов. 
Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индиви?дуальных управленческих актов, содержащих индивидуаль?ные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов. 
Наиболее важными подзаконными нормативными юри?дическими актами в Российской Федерации (если располо?жить их по убывающей «величине» юридической силы) яв?ляются: 
Указы (и распоряжения) Президента Российской Федера?ции, изданные в пределах его компетенции; 
По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Прези?дент Российской Федерации является главой государства, издаю?щим распоряжения и указы. 
Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим во?просам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такой характеристики указов Пре?зидента не было). Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 г. «Об основных принципах осущест?вления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации», от 23 февраля 1995 г. «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц». 
В соответствии с законом о Правительстве Российской Феде?рации Президенту дано право утверждать своими указами поло?жения о министерствах, государственных комитетах и других под?ведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. 
Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации. 
Указ — это акт главы государства и должен реализовывать полно?мочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия.

Кроме этого, формального  момента, происходят большие потрясения и в социальной жизни, возни?кают большие социальные напряженности. 
На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных пра?вительственных актов именуется распоряжениями) 
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются ак?тами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного стро?ительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государст?венного валютного облигационного займа»), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальных государственных стипендий Прави?тельства Российской Федерации для аспирантов и студентов го?сударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования». 
Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут быть отменены Президентом Россий?ской Федерации. 
Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актов являются 
Акты центральных органов исполнительной власти. Централь?ными органами исполнительной власти согласно Закону Россий?ской Федерации о Правительстве Российской Федерации являют?ся министерства, государственные комитеты и ведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право изда?вать акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан. Такие пол?номочия особенно значительны у Министерства финансов, Ми?нистерства транспорта. Центрального банка, Санэпидемнадзора и т.д. 
Ниже стоят акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ. ИХ КОДИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ 
В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверж?дения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстре?мальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках — субъектах Федерации — постановления Правительства. 
В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обна?родования). 
В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опуб?ликования. 
В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.) 
В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются — Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия. 
Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ — в течение 7 дней, таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней. 
В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие. 
Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подгото?вительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше вре?мени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов. 
Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории. 
При этом под государственной территорией по?нимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на террито?рию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в откры?том море и других объектов, принадлежащих государству и на?ходящихся в открытом море или космосе. 
По территориальному критерию все нормативно-пра?вовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. 
На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. «Конституция Российской Федерации и федеральные за?коны имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ст. 4, ч. 2). 
Однако акты, изданные в порядке текущего законода?тельства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее огова?ривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касаю?щиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии. 
Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права. 
В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Консти?туция Российской Федерации в связи с этим устанавли?вает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако?ном, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). 
Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-пра?вовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. 
По общему правилу, нормативно-правовые акты изда?ются с целью распространения их предписаний на граж?дан данного государства. Наделяя своих граждан консти?туционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, го?сударство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституцион?ных требований н положений в отношении граждан внут?ри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. 
Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только по?кровительством России, но и покровительством «своего’ нового государства. Двойное гражданство, а следователь?но, двойное покровительство допускается, согласно Кон?ституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62), лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным дого?вором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у граж?данина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предус?мотрено в федеральном законе или международном дого?воре (ч. 2 ст. 62) 
Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязаннос?тей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граж?дане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». 
Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде?ленную систему. 
В юридической литературе традиционно различают два вида система?тизации — кодификацию и инкорпорацию. 
Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко?торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это — систематизация в процессе пра?вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс?твования законодательства. 
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно. 
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за?конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста?ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. 
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития об?щества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки. 
В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация. 
Систематизация нормативно-правовых актов — это обработка, приве?дение их в единую, согласованную систему. 
Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации. 
Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес?кого процесса. 
Главное назначение инкорпорации — упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе?ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов. 
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. 
Официальная инкорпорация — упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс?твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис?точниками достоверной правовой информации. 
В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно?видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это — Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави?тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. 
Консолидация — форма систематизации, в процессе которой ранее из?данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт. 
Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации обще?российских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разроз?ненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано. 
Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства. 
Сегодня в систематизации законодательства активно используется электронно-вычислительная техника. Это убыстряет и облегчает работу с громадным массивом правовой информации. Очень популярны справочные правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и др. Правовая информация в них рассортирована по правовым отраслям и подотраслям. Информацию можно находить по реквизитам, по издающему органу, по действующей (недействующей редакции), по ключевым словам. Эти справочные правовые системы ежедневно пополняются новыми нормативно-правовыми актами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правотворчество имеет потому огромное значение, что  результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные отношения, что влечет за собой необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства. 
Правотворческая деятельность — сложнейший процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права. 
Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а в последствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов. 
Нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994. 
2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (в ред. от 13 августа 1998 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. 28 мая. 
3. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1994. 17 июня. 
4. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1983,. Т.2. 
5. Большая Советская Энциклопедия. М., 1995. 
6. Венгеров А. Б. Нормотворческая деятельность органов государственной власти. М., 1998. 
7. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч.1. М., 1997 г. 
8. Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 1993. 
9. Кутафин О. Е. Основы государства и права . М., 1994. 
10. Краснянский В. А. Теория государства и права. Л., 1987. 
11. Королев А. И. Теория государства и права. / Учеб. для юрид. спец. вузов. -2-е издание Л., 1987. 
12. Лукич Р. Методология права — М.,1981. 
13. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. — М., 1996. 
14. Спасов Б. П. Закон и его толкование. М., 1986. 
15. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. — М., 1996 . 
16. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1997. 
17. Теория государства и права: учебник./ Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997. 
18. Хропанюк В. Н. Теория государства и права (2-е изд, доп. и перераб.) М., 1997. 
16. Якубов А. Р. Систематизация права: учебное пособие. Екатеринбург, 1997.

Информация о работе Правотворчество, его принципы и формы