Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….…3

Глава 1. Правосознание…………………………………….………......................4

Глава 2. Правовая культура…………………………………………………....…7

Глава 3. Правовой нигилизм……………………………………………….……13

Заключение ………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………....17

Работа содержит 1 файл

Теория гос права.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

      Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы  юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать гocподствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

      При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние  индивидуальных правовых актов —  документов: правоприменительных (решения  и приговоры судов, постановления  следователей, акты прокуроров, документы  в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте  и т.д.).

      На  основании анализа указанных  правовых актов, а также иных текстов  правового характера (например, научных  и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в  целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу  правовой жизни общества, и особенности  того или иного уклада хозяйственной  жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит  официальное закрепление форма  собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия  в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

      Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как  нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а  правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без  своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

      Анализ  правовой культуры необходим для  того, чтобы сначала выделить и  описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует  стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом; а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

      Основополагающей  культурной ценностью является само право. Закон как инструмент организации  общественных отношений — пока непревзойденное  и всеобъемлющее средство социального  регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов  является важнейшим завоеванием  цивилизации. Рано или поздно, но в  идеале зрелая культура неизбежно порождает  право. Право как дитя культуры проявляет  заботу о своей матери, упрочивая  и приумножая культурные завоевания.

      В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и  формах правовой деятельности можно  указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать  надлежащего правопорядка. Например, «Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности».6

      Если  отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно  выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеологе-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности.  Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка — другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

- формирование чувств права, и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- совершенствование законодательства;

- повышение уровня законопроектных работ;

- увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

- разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

      Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой — надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и  правоохранительных органов.

      Было  бы утопичным желание сделать  каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — это одно из условий  развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей  деятельности заинтересован в юридических  знаниях или по занимаемой должности  обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

- обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

- создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;

- обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;

- осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа "незнание закона не освобождает от ответственности";

- активизировать правомерное поведение.

      Поддержание и повышение правовой культуры требуют  постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом и образовательном  уровнях. Формы такой работы известны: лекции среди населения, пропаганда и просвещение средствами массовой информации; лектории правовых знаний; специальные циклы лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях  в системе политико-правовой учебы; преподавание в общеобразовательных  учебных заведениях, в техникумах и вузах; юридическое образование; занятия в системе повышения  квалификации.  

Глава 3. Правовой нигилизм

      Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение  к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

      Правовой  нигилизм представляет собой направление  общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права  и считающей его наименее совершенным  способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм имеет различные формы  проявления: от равнодушного, безразличного  отношения к роли и значению права  через скептическое отношение к  его потенциальным возможностям до полного неверия в право  и явно негативного отношения  к нему.

К основным причинам распространенности правового  нигилизма относят:

1) исторические  корни, являющиеся естественным  следствием самодержавия, многовекового  крепостничества, лишавшего массу  людей прав и свобод, репрессивного  законодательства, несовершенства  правосудия;

2) теорию  и практику понимания диктатуры  пролетариата как власти, не связанной  и не ограниченной законами;

3) правовую  систему, в которой господствовали  административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные  нормативно-правовые акты, а конституции  и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную  и качественную корректировку  правовой системы прошлого в  переходный период, кризис законности  и неотлаженность механизма приведения  в действие принимаемых законов,  длительность процесса осуществления  всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового  нигилизма надо отличать конструктивную  критику права, а с другой  – стремиться избегать юридического  фетишизма, т.е. возведения в  абсолют роли права и других  правовых средств.7

      Правовой  нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В  первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).

      Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим  государством в соответствующих  масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди  населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются  законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения  обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие  объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

      В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное  явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством  осуществления его замыслов строительства  идеального государства будут идеальные  законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось  достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что  еще и сегодня многие люди и  даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды  в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии  правового идеализма.

Заключение

      И так правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом. С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом. В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями "правомерное", "неправомерное", "законное", незаконное". 

      Правовая  культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана  с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так  как включает в себя не только социально-психологические  процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в  виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Информация о работе Правосознание, правовая культура, правовой нигилизм