Право в странах Европы в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:26, лекция

Описание работы

Право в государстве Франков.
Особенности становления и развития права во Франции.
Феодальное право в Германии.
Феодальное право в Англии.

Работа содержит 1 файл

Право в странах Европы в средние века.docx

— 40.40 Кб (Скачать)

                                                          Семинар № 9. Право в странах Европы в средние века.

  1. Право в государстве Франков.
  2. Особенности становления и развития права во Франции.
  3. Феодальное право в Германии.
  4. Феодальное право в Англии.
 
  1. Право в государстве  франков

Источники права. Важнейшим  источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела  Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

представляет собой  бессистемную запись обычаев Салических франков;

отражает пережитки  первобытнообщинного строя;

раскрывает процесс  разложения первобытнообщинной собственности  и появление частной собственности;

защищает интересы имущих и их частную собственности;

отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось  впервые в 827 году.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины.

В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила  источником установления зависимости  крестьян от крупных землевладельцев.

После реформы Карла  Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

Феодальная собственность  на землю 

Королевские земли 

Церковные земли 

Общинные земли 

Аллод (полная собственность)

Прекарий 

Бенефиций (условное пожизненное держание)

Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях  вещь передавалась третьему лицу, и  назначалось судебное расследование.

К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины.

Наследования  по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли  себя освободить от коллективной ответственности  за своих сородичей, для этого  необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального  положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся  социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а стоимость  раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство женщины  уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками  скрыть следы преступления.

За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных  размеров.

Наказуемо было похищение  женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался  более высокий штраф, чем за оскорбление  мужчины.

Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров  и выше;

б) на сумму от 40 динаров  и выше;

в) кража с взломом  или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

1) возмещение ущерба  и 120 ударов;

2) кастрация или  возмещение ущерба и штраф; 

3) смертная казнь  и т.д. 

Обобщая уголовное  право, следует отметить, что система  преступлений Салической Правды включает:

нарушение предписаний  короля;

преступление против личности;

имущественные преступления;

преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая  основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

сохранение пережитков первобытнообщинного строя;

более энергичную защиту интересов имущих;

отсутствие общих  принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;

чрезмерная тяжесть  материального наказания;

казуистичность права.

Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Вызов ответчика в  суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после  третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Доказательствами  служили показания свидетелей, при  их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела.

Практиковались в  качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде.

Аналогично производили  испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем  полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры  сотенного суда приводились в  исполнение графами и их помощниками.

Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

состязательная форма  процесса;

равенство прав и  обязанностей сторон в процессе;

единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса;

возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего;

суд выступает в  процессе в роли арбитра, в сборе  доказательств участия не принимает;

формализм при осуществлении  судебного разбирательства.

Таким образом, источниками  права в государстве франков  явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное  право. Право древних франков  оказало значительное влияние на становление правовых систем стран  Западной Европы.

                                   2. Особенности становления  и развития права  во Франции

IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.

Появление этого принципа объяснялось:

1) господством натурального  хозяйства, обособлением отдельных  феодальных сеньорий;  
2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти.

Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на 2-е части, приблизительной границей между которыми является река Лаура. Территория южнее этой границы называлась "страной писаного права" ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение "общего обычая". Север Франции считался страной "обычного права" ибо территориальные обычаи - кутюмы являлись основным источником права.

В период формирования централизованного государства  сословно представительной монархии предпринимаются  попытки систематизации и записи кутюмов.

Людовик IХ предписал свои бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент.

В 1453 г. Карл VII предписал  собрать кутюмы, обыкновения, различные  формулы, применяемые судами, а также  с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить  в парламент, который должен его  изучить, отредактировать и представить  на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших  кутюмов, т.е. обычаев, действие которых  распространялось на большой территории.

Информация о работе Право в странах Европы в средние века