Право как нормативно-регулятивная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения. Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

Работа содержит 1 файл

Право как нормативно.docx

— 25.94 Кб (Скачать)

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.                                                                                                                                                                              Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.                                                                                                                                                              Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

Признаки права:1. Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить  на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей  поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена  типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный  случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма  права показывает, как следует  себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение  является правомерным, что можно, нужно  или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в  отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими  моделями правомерного поведения лица.                                                                                                                                                                       2. Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени; но это скорее исключение, поскольку изначально право предназначено для бессрочного и всеобщего действия, обязательного для всех и каждого.                                                                                                                                                                           3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т. п.). Издревле правовые предписания выбивались на стенах храмов, на гранитных столбах, многократно зачитывались на площадях.                                                                                                             4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на «среднего» американца, немца, россиянина.                                                                                                                                                                        5. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты.                                                                                                                        6. Государственная защита. право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением, своеобразным «легализованным насилием». В случае нарушения правовых норм, добровольного неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношений, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту его нарушенных прав и свобод.                                                                                            7. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.  

Понятие права в объективном  и субъективном смысле.В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает « система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

б) Право как регулятор  общественных отношений.Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор  и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»1. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения  можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие  в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем  случае надо иметь в виду, что  не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях  не возникает. 
Функции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций права.

Социальная функция права проявляется  в том, что право закрепляет условия  свободной деятельности человека в  сфере семьи, быта, культуры. Охраняя  жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарав;тируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредует производство самого человека, продолжение его вида. Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Посредством экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению.

Политическая  функция права проявляется в  обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности  объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или  через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует  разные способы выражения отношения  человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Воспитательная  функция выполняется правом посредством  описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы  оказывает воспитательное воздействие  путем установления мер воздействия  на правонарушителей.

Право выполняет специально-юридические  функции.

К ним относятся регулятивная и  охранительная функции.

Регулятивная  функция - это такое направление  правового воздействия, которое  призвано обеспечить четкую организацию  общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями  общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путем закрепления  этих отношений в нормативных  правовых актах (регулятивная статическая  функция), а также с помощью  данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и  организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и  развитие (регулятивная динамическая).

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных  для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного  поведения. Охранительное воздействие  выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций  за совершение указанных деяний, в  непосредственном применении юридических  санкций к лицам, совершившим  правонарушение. Одни отрасли права  содержат нормы преимущественно  регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей  степени охранительную функцию, например, уголовное право.

Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика.

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, продолжает ее традиции. Отличительная  особенность состоит в том, что  источником права являются нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе их стоит конституция, принимаемая  парламентом или населением страны на референдуме.

Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.

Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Конституция является первоисточником  права в России, принципам которой  должны соответствовать все остальные  правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции  РФ). Любой акт противоречащий Конституции признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.

Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.Виды источников права

Правовой обычай (или обычное право). 
Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. Государство соглашается признавать и защищать только то, что считает полезным для себя.

Судебный прецедент (или юридический прецедент, право  судей, судебное право). 
Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Нормативно-правовой акт (полное название: нормативно-правовой акт государственных органов). 
Это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное  право.Это прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.

Принципы права.Это основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

Правовая доктрина.Это используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Религиозные догмы.Это утверждённые высшими инстанциями положения вероучения, объявляемые непреложной истиной, не подлежащей критике. В переносном значении то же, что догма.

Нормативный договор.Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Правосознание.Представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии.                                                                                                                                           Состав (структура) правоотношения:субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);содержание правоотношения (права и обязанности сторон);объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

 

 


Информация о работе Право как нормативно-регулятивная система