Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:55, реферат
Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения. Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.
Право
как нормативно-регулятивная система
есть совокупность норм, идей и отношений,
которая устанавливает поддерживаемый
средствами власти порядок организации,
контроля и защиты человеческого поведения.
Признаки права:1. Нормативность.
Исходящие от государства властные
предписания можно разделить
на две группы - индивидуально-правовые
и нормативные. Первые - суть конкретные
указания, вторые - правила общего характера.
Право представляет собой именно
систему норм, то есть не конкретных
указаний - кому, что и как делать,
а наиболее общих, типичных моделей
поведения. Именно поэтому правовые
нормы часто называют образцами,
эталонами, критериями, масштабом правомерного
поведения, в соответствии с которыми
строится поведение каждого лица,
попавшего в нормативно регламентированную
ситуацию. Нормативность права
Понятие права в объективном и субъективном смысле.В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает « система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.
б) Право как регулятор общественных отношений.Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»1. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные отношения
можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом, выступающие
в качестве правовых; 2) не регулируемые
правом, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые. В последнем
случае надо иметь в виду, что
не любое отношение может быть
подвергнуто правовому
Функции права представляют собой направления
его воздействия на поведение людей путем
нормативного закрепления и охраны предпосылок
социально значимой деятельности субъектов.
Можно выделить следующие виды функций
права.
Социальная функция права
Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении.
Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей.
Право
выполняет специально-
К ним относятся регулятивная и охранительная функции.
Регулятивная
функция - это такое направление
правового воздействия, которое
призвано обеспечить четкую организацию
общественных отношений, их функционирование
и развитие в соответствии с потребностями
общественного прогресса. Регулятивная
функция реализуется путем
Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение. Одни отрасли права содержат нормы преимущественно регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей степени охранительную функцию, например, уголовное право.
Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны. В нее входят система права, учения, идеология, праворегулирование и правоприменительная практика.
Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, продолжает ее традиции. Отличительная особенность состоит в том, что источником права являются нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе их стоит конституция, принимаемая парламентом или населением страны на референдуме.
Правовая система России —
совокупность национальной системы права и международно-правовых
Источниками права в России являются Конституция, федераль
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт противоречащий Конституции признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.Виды источников права
Правовой обычай
(или обычное право).
Это вошедшее в привычку народа правило
поведения, которому государство придает
общеобязательное значение и гарантирует
его соблюдение своей принудительной
силой. Государство соглашается признавать
и защищать только то, что считает полезным
для себя.
Судебный прецедент
(или юридический прецедент, право
судей, судебное право).
Прецедент в данном случае означает судебное
решение по конкретному юридическому
делу, которое служит образцом при рассмотрении
аналогичных дел.
Нормативно-правовой
акт (полное название: нормативно-правовой
акт государственных органов).
Это выраженный в письменной форме официальный
документ, созданный компетентными государственными
органами и содержащий нормы права.
Естественное право.Это прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.
Принципы права.Это основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.
Правовая доктрина.Это используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.
Религиозные догмы.Это утверждённые высшими инстанциями положения вероучения, объявляемые непреложной истиной, не подлежащей критике. В переносном значении то же, что догма.
Нормативный договор.Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).
Правосознание.Представляет собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Правовое отношение – общественное отношение,
урегулированное нормой права. По существу,
это норма права в ее реальном бытии.
Информация о работе Право как нормативно-регулятивная система