Право и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – полное и всестороннее изучение и анализ права и власти. Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
дать общую характеристику права и власти;
рассмотреть свойства и особенности права, а также понятие и признаки власти;
изучить разделение властей как соотношение права и власти;
проанализировать право и власть с точки зрения философии права.

Содержание

Введение

I. Общая характеристика права и власти

§1. Свойства и особенности права

§2. Понятие и признаки власти. Государственная власть

II. Разделение властей как соотношение права и власти

III. Право и власть с точки зрения философии права

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

право и власть.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и  Науки Российской Федерации

Татарский Институт Содействия Бизнесу

Юридический факультет

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

Теория  государства и  права

на тему:

Право и власть 

Работу  выполнил:

студент гр.______

Володин Д.А. 

Руководитель:

Чернявская  В.К.

Казань  – 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

I. Общая характеристика права и власти

§1. Свойства и  особенности права

§2. Понятие и  признаки власти. Государственная власть

II. Разделение властей как соотношение права и власти

III. Право и власть с точки зрения философии права

Заключение

Список используемой литературы 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Говоря  о соотношении понятий права  и власти, необходимо, прежде всего, определить, что мы вкладываем в  эти понятия.

     Вывести определение права, в принципе не представляет собой большого труда: право - это система общеобязательных социальных норм, которые охраняются государством. Другими словами это совокупность общественных норм (элементов системы), которые находятся в постоянной зависимости друг от друга. Нормы права можно определить как общеобязательное правило поведения, которое является мерой свободы и ответственности субъектов общественных отношений и которое обеспечивается силой государства.

     Если  внимательно проанализировать эти  определения, то можно заметить, что в них употребляется понятие государство, которое довольно часто ассоциируется с понятием власти, и на основании этого сделать вывод, что право является подчиненным институтом государства.

     На  самом же деле, власть является центральным  началом политики, средством осуществления политики. Государство же является одним из механизмов, с помощью которых осуществляется политика. Право, также как и государство - механизм политики, причем вполне самостоятельный, а не порожденный государством институт. Поэтому, наиболее правильно будет говорить не о соотношении права и власти, а права и государства, так как понятия права и власти это понятия несколько иного уровня.

     Право и государство происходят своими корнями из общества. Они не независимы друг от друга, не существуют параллельно. Напротив, они постоянно пересекаются, образуя собой государственно-правовую систему. Государство участвует в реализации права. Право, в свою очередь, влияет на государство, превращает его субъекта правоотношения. Точнее даже будет сказать не система, а системы, поскольку и государство и право можно разложить на различные, взаимодействующие между собой элементы.

     Однако  взаимоотношения между государством и правом протекают не всегда мирно. Поскольку государство стоит  относительно самостоятельно от общества, то порой наблюдается определенная противоправная деятельность, которая выражается в принятии законов, которые противоречат праву. Примеров этому масса, возьмем хотя бы знаменитый указ Президента РФ №1400 в 1993 г., хотя в этом случае закон вступил в борьбу не только с правовыми, но и моральными нормами. Но поскольку и право, и государство выходят из общества, то точнее будет сказать, что эта борьба является лишь отражением глубинных противоречий самого общества.

     Сущность  и соотношение права и власти - это не только механизм политики, это и показатель положения личности в политической системе общества. Права, свободы и обязанности человека, составляющие правовой статус личности, - важная составляющая часть права, весьма существенная для оценки развитости и демократичности правовой системы и, следовательно, всей общественной системы. Поэтому и необходимо уделять особое внимание развитию и нормальному функционированию норм права. Без этого, построение в России демократического общества просто неосуществимо.

     Цель  настоящей курсовой работы – полное и всестороннее изучение и анализ права и власти. Для достижения поставленной цели представляется необходимым  в рамках данной работы решение следующих  задач:

  1. дать общую характеристику права и власти;
  2. рассмотреть свойства и особенности права, а также понятие и признаки власти;
  3. изучить разделение властей как соотношение права и власти;
  4. проанализировать право и власть с точки зрения философии права.
 

 

      I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА И ВЛАСТИ  

     §1. Свойства и особенности права 

     История юридической науки на протяжении более двух тысячелетий подтвердила, что право - это одно из самых важных и сложных явлений.

     Глубокое  изучение истории возникновения  права побуждает к необходимости  четкого правового мышления, ориентированного на понимание особенностей правового регулирования процессов, происходящих в нашей стране, как в экономической, так и в социальной сфере с учетом развертывания реальной рыночной экономики. Изучение нормативного материала дает возможность не только постигнуть и раскрыть теоретические основы изучаемой той или иной отрасли права, но и способствовать раскрытию понятия, толкования нормативных актов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование процессов экономической и социальной жизни.

     Отечественное законодательство находится в постоянной динамике, оно развивается, корректируется, изменяется, совершенствуется с учетом особенностей текущего периода. Иногда нормы, излагаемые в законах, противоречивы, нестабильны, это затрудняет их изучение и понимание. Поэтому, особенно важно выработать широкий взгляд на изменения законодательства, уметь четко определить его тенденции и направления развития явлений жизни. Нормы права должны отражать конкретные потребности жизни. В них надо излагать такие положения, которые способствовали и стимулировали прогрессивные преобразования действительности. В то же время закон обязан в своих нормах пресекать, предупреждать негативные явления, которые сдерживают развитие прогрессивных поступательных явлений действительности, фундаментальных начал в политической, экономической и социальной ее сферах1.

     Изучение  материалов по законотворчеству необходимо для правового анализа процессов, происходящих в реальной жизни.

     Следует отметить, что все представления  о праве опираются на общую основу: право выступает как определенный порядок в обществе, как государственная воля всего общества выраженная в системе юридических норм сохраняемая государством.

     В субъективном смысле право выступает как мера дозволенного, как мера свободы человека в его нравственных правовых поступках.

     В Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) записано, что свобода  состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Однако эти действия должны быть осознанными  и не противоречить сформировавшимся действующим в обществе моральным и правовым принципам установления.

     В обществе в качестве регулятора выступает  объективное право как общеобязательная система правил поведения закрепленных в законодательных актах принятых высшими законодательными органами государства2.

     Сущность  права выражается в нормах и правилах поведения людей.

     Нормы, регулирующие взаимоотношения между  людьми, появились не в силу чьего-либо предписания, а возникли как потребность  общения и развития. Чтобы упорядочить общественные отношения с учетом сложившихся правил поведения, органы государства должны придавать им характер общеобязательных норм поведения.

     Правила поведения разрабатываются людьми с учетом того, какие они ставят перед собой цели и интересы.

     Государство как политическая организация власти, должно выражать волю всех и все обязаны ее выполнять. Поэтому государство разрабатывает и принимает такой инструмент, как право, чтобы обеспечить выполнение воли граждан.

     Право, как одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, сформулировано в юридических нормах, воплощенных в ряду существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений. Признаки права имеют отличительные черты, которые формулируют его определенный характер и выделяют его от других форм регулирования взаимоотношений.

     Право является надстроечным явлением, которое, в конечном счете, зависит от экономического базиса.

     Правовые  отношения являются юридическим  выражением производственных отношений.

     К настоящему времени понятие права укоренилось как особая разновидность упрочения господствующего способа производства, органически связанного с фактическими отношениями производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Материалистическое проявление права выражается в признании его важнейшего свойства (общезначимость, нормативность, обязательность), содержится в правовой основе конкретного вида производственных отношений, которые в классовом и государственном организованном обществе рождают необходимую юридическую форму от сознания законодателя3.

     Право как элемент социальной системы  является не абстрактным пожеланием, а конкретной потребностью для регулирования  общественных отношений. Это воплощение осознанного действия людей, направленного  на существующие порядки. Будучи надстройкой, право может направлять эти действия как на укрепление экономического базиса, способствовать его развитию, упрочению, совершенствованию, либо тормозить развитие экономики, консервировать ее устаревшие формы и структуры.

     Право носит волевой характер. Возникновение  права и его развитие носят  объективный закономерный процесс  смены конкретных типов права. Право  в истории отвечает на вопрос - какой  экономический базис лежит в  его основе и волю какого класса оно выражает. И хотя к области надстройки относится не только право, но и такие категории явлений, как политика, государство, мораль, идеология и т.п., право выступает во всех формациях в роли регулятора государственных и общественных отношений.

     В 1992 г. на территории Российской Федерации, после распада Советского Союза, было положено начало новой российской государственности. Возникли разнообразные и разносторонние условия между правом и политикой. Они сами по себе достаточно очевидные и бесспорные.

     Исторический  и классово-волевой характер права позволяет рассматривать всю историю его возникновения и развития как объективно необходимый и закономерный процесс смены определенных типов права. 

     §2. Понятие и признаки власти. Государственная  власть 

     Власть  – явление социальное. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, т. е. там, где имеются реальные возможности и способность оказывать воздействие на поведение людей с помощью каких-либо средств. Динамика развития любой организованной общности людей представляет борьбу между властью и хаосом.

     В самом широком  смысле власть всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности - политической, экономической, правовой4.

     Сущностью власти являются волевые  отношения (руководства - подчинения). Власть предполагает верховенство, монопольное право субъекта принимать решения, обязательные и значимые для объекта и способность обеспечивать исполнение принятых обязательств, т.е. контролировать объект.

     Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал такими качествами5:

     • волей к власти, т. е. желанием властвовать и готовностью брать на себя связанную с этим ответственность;

Информация о работе Право и власть