Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:22, курсовая работа
Главной целью исследования является раскрыть понятия права и морали, определить тонкую грань их взаимодействия. Для этого необходимо:
* раскрыть суть понятия права;
* раскрыть суть понятия морали;
* определить общие и специфические черты права и морали;
* определить взаимосвязь и взаимодействие права и морали.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
1. Понятие права………………………………………………….7
2. Понятие морали……………………………………………….14
Глава II. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1 Общие и специфические черты права и морали………………….18
2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. ………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Глава II. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1 Общие и специфические черты права и морали………………….18
2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. ………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК……………………………………...33
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна так как, особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование.
Главной целью исследования является раскрыть понятия права и морали, определить тонкую грань их взаимодействия. Для этого необходимо:
Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
«Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане, социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Видимо,
нет оснований проводить разделительную
черту между индивидуальным и социальным
характером нравственных требований,
поскольку в них органически переплетаются
элементы того и другого. Ясно одно, что
любая социальная норма имеет общий характер,
и в этом смысле она адресуется не к конкретному
индивиду, а ко всем или к большой группе
индивидов. Моральные нормы регулируют
не “внутренний” мир человека, а отношения
между людьми. Однако не следует упускать
из виду индивидуальные аспекты нравственных
требований.
В конечном счете, их реализация зависит
от нравственной зрелости человека, прочности
его моральных воззрений, социальной ориентированности
его индивидуальных интересов. И здесь
первостепенную роль играют такие индивидуализированные
моральные категории, как совесть, долг,
которые направляют поведение человека
в русло социальной нравственности. Внутреннее
убеждение индивида в нравственности
или безнравственности своего поступка
в значительной мере определяет и его
социальную значимость.»1
Вопрос о взаимосвязи морали и права получил определенное освещение уже во многих грудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат, гласящий. «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»2, т. е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из его моральной оценки.
В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве «Этику и законоведение, - утверждал Гельвеции, - я рассматриваю как одну и ту же науку»3.
«На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости»3 раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.
Различие
между нравственностью и правом
он, подобно Канту, видел в том,
что нравственность не допускает
какого-либо внешнего принуждения.
Гегель считал, что правовое и нравственное
не могут существовать сами по себе.»4
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона, применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально – философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
Право
в целом соответствует
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования и т, д.), это так называемое субъективное право.» Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного, дозволенного поведения человека, закреплённая в законе. Право в объективном смысле – это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, установленных и охраняемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, т. е. право, принадлежащее конкретному лицу, и как законодательство какой-либостраны(например «гражданское право Украины», «уголовное право Республики Беларусь» и т. д). Эти два вида право изучаются всеми юридическими дисциплинами.»4
Социальное назначение государства состоит в регулировании отношений в обществе. Каким же образом это происходит? Государство регулирует общественные отношения с помощью права, издавая нормативные акты, в которых содержатся правила поведения общего характера. Официальные нормативные документы известны с древнейших времен, самый старый из них–законы Шумерского царя Ур-Намму (3 тыс. лет до н. э.). В курсе истории государства и права изучаются такие древние памятники права, как законы Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, Русская правда.
Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество.Например:«Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально- экономической, политической и духовной жизни»5.
«Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством»6.
Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.
Право
– это явление не только политико-юридическое,
но и социально- этическое Правовая
жизнь гражданскою общества не может развиваться
вне моральных категорий гуманизма, справедливости,
совести и чести, добра и человеческого
достоинства, свободы и ответственности.
Органическая связь нравственных идеалов
и принципов, воплощающихся в реальные
правовые связи и отношения, - свидетельство
повышения моральной ценности права. Нравственное
измерение права - неотъемлемое условие
его дальнейшего развития и совершенствования,
условие его личностной гуманистической
ориентации.
Возрастание нравственных начал права
- одно из проявлений социального духовного
прогресса, который невозможен без упрощения
этических аспектов общественных отношений.
Подробнее характеризуя такое явление как право, остановимся на следующих моментах.
Одно из основных свойств права – нормативность.
Право состоит из норм-правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с латинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношений представляет собой установление общих правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.
Право
устанавливается
"Право
– система формально
Право с развитием общества
не остается неизменным, вводятся
новые правовые нормы,
Право выражает волю экономически господствующего класса. Этот вопрос – в чьих интересах право регулирует общественные отношения - является традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том, что «право по своей сущности является возведенной в закон волей экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни»8.
Решающим постулатом, определяющим сам феномен права, остается воплощение в правовой материи, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость равновесия, равенства всех перед законом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах - правосудия.