Право и мораль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является раскрыть понятия права и морали, определить тонкую грань их взаимодействия. Для этого необходимо:
* раскрыть суть понятия права;
* раскрыть суть понятия морали;
* определить общие и специфические черты права и морали;
* определить взаимосвязь и взаимодействие права и морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
1. Понятие права………………………………………………….7
2. Понятие морали……………………………………………….14
Глава II. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
2.1 Общие и специфические черты права и морали………………….18
2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. ………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ТГП.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

    1. Понятие права………………………………………………….7
    2. Понятие морали……………………………………………….14

Глава II. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

    2.1 Общие и специфические черты права и морали………………….18

    2.2 Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. ………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Данная  тема актуальна так как, особое место  в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование.

  Главной целью исследования является раскрыть понятия права и морали, определить тонкую грань их взаимодействия. Для этого необходимо:

  • раскрыть суть понятия права;
  • раскрыть суть понятия морали;
  • определить общие и специфические черты права и морали;
  • определить взаимосвязь и взаимодействие права и морали.

  Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем  взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как  генезис и реальное бытие права  и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

  «Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане, социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

           Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

  Видимо, нет оснований проводить разделительную черту между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. 
В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.»1

  Вопрос  о взаимосвязи морали и права  получил определенное освещение  уже во многих грудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат, гласящий. «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»2, т. е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из его моральной оценки.

  В Новое время мораль неразрывно связывалась  с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве «Этику и законоведение, - утверждал Гельвеции, - я рассматриваю как одну и ту же науку»3.

  «На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости»3 раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.

  Различие  между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, что нравственность не допускает  какого-либо внешнего принуждения. 
Гегель считал, что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе.»4

  Связь права и морали находит выражение  и в теории права, в интерпретации  ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о  соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона, применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально – философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

  Право в целом соответствует моральным  взглядам, убеждениям народа. В жизненных  обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 
 

Глава I. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

    1. Понятие права

   С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования и т, д.), это так называемое субъективное право.» Право в субъективном смысле – это вид и мера возможного, дозволенного поведения человека, закреплённая в законе. Право в объективном смысле – это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, установленных и охраняемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, т. е. право, принадлежащее конкретному лицу, и как законодательство какой-либостраны(например «гражданское право Украины», «уголовное право Республики Беларусь» и т. д). Эти два вида право изучаются  всеми юридическими дисциплинами.»4

  Социальное  назначение государства состоит в регулировании отношений в обществе. Каким же образом это происходит? Государство регулирует общественные отношения с помощью права, издавая нормативные акты, в которых содержатся правила поведения общего характера. Официальные нормативные документы известны с древнейших времен, самый старый из них–законы Шумерского царя Ур-Намму (3 тыс. лет до н. э.). В курсе истории государства и права изучаются такие древние памятники права, как законы Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, Русская правда.

  Определений права, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, в современной юридической науке предложено великое множество.Например:«Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально- экономической, политической и духовной жизни»5.

  «Право  – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых  либо санкционируемых компетентными  государственными органами или принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волю определенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством»6.

  Право – это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или  признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения.

  Право – это явление не только политико-юридическое, но и социально- этическое Правовая жизнь гражданскою общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов, воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, - свидетельство повышения моральной ценности права. Нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистической ориентации. 
Возрастание нравственных начал права - одно из проявлений социального духовного прогресса, который невозможен без упрощения этических аспектов общественных отношений.

  Подробнее характеризуя такое явление как  право, остановимся на следующих  моментах.

  Одно  из основных свойств права – нормативность.

  Право состоит из норм-правил поведения  общего характера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе с  латинского означает образец; а нормативное  регулирование общественных отношений  представляет собой установление общих  правил для определенной группы конкретных случаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов («нельзя») и связываний («должно»), которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный, неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, поскольку право регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; оно распространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, в определенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностью действия.

  Право устанавливается государственными органами. Каждый государственный орган  в пределах своей компетенции  издает нормативные акты, в которых  содержатся нормы права.

  "Право  – система формально определенных, т. е. таких норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта"7. С древнейших времен государство стремилось к записи, к четкому внешнему выражению своих официальных велений и, как правило - к ознакомлению с ними населения. Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, который, предположительно, находился в центре Вавилона

    Право с развитием общества  не остается неизменным, вводятся  новые правовые нормы, отменяются  старые, многие предписания со  временем переформулируются, излагаются  иначе, по-другому группируются (например, объединяются в более крупные нормативные акты).

  Право выражает волю экономически господствующего  класса. Этот вопрос – в чьих интересах  право регулирует общественные отношения - является традиционным для марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том, что «право по своей сущности является возведенной в закон волей экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни»8.

  Решающим  постулатом, определяющим сам феномен права, остается воплощение в правовой материи, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость равновесия, равенства всех перед законом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах - правосудия.

Информация о работе Право и мораль