Права и свободы человека и гражданина в конституции Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

Значительную роль в реализации прав и свобод человека и гражданина играет их закрепление в Конституции, которая является основным законом страны. Принятая 30 мая 1995 года на национальном референдуме Конституция Казахстана после изменений, внесенных в нее в 1998-м и 2007-м годах, насчитывает 9 разделов и 98 статей. Вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла она ставит человека с его правами и свободами.

Содержание

Личные права в Конституции РК.
Социально-экономические права в Конституции РК.
Политические права граждан РК.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

 

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

План

  1. Личные права в Конституции РК.
  2. Социально-экономические права в Конституции РК.
  3. Политические права граждан РК.

 

 

  1. Личные права в Конституции РК.

 

Значительную  роль в реализации прав и свобод человека и гражданина играет их закрепление в Конституции, которая является основным законом страны. Принятая 30 мая 1995 года на национальном референдуме Конституция Казахстана после изменений, внесенных в нее в 1998-м и 2007-м годах, насчитывает 9 разделов и 98 статей. Вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла она ставит человека с его правами и свободами. Являясь демократическим государством, Казахстан сегодня позиционируется как правовое, социальное государство. Сегодня Конституция Казахстана следует принципам демократии, и поэтому единственным источником власти установлен народ.

В разд. II "Человек и гражданин" Конституции Республики Казахстан посвящен регулированию личных прав.

Важнейшее из провозглашаемых личных прав —  право на жизнь (ст. 15), которое принадлежит  каждому. Никто не вправе произвольно  лишать человека жизни. Смертная казнь  устанавливается законом как  исключительная мера наказания за особо  тяжкие преступления с предоставлением  приговоренному лицу права ходатайствовать  о помиловании. В середине 90-х  гг., по данным общественной организации "Международная амнистия", Казахстан  занимал четвертое место в  мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии по соотношению числа  казненных с численностью населения. В 1995 г. при населении Казахстана, не достигавшем 17 млн. человек, в республике был казнен 101 осужденный. Принятый в 1997 г. новый Уголовный кодекс предусмотрел возможность назначения смертной казни лишь за убийство или посягательство на жизнь людей при отягчающих обстоятельствах (террористический акт, захват заложников и т. п.). Альтернатива расстрелу — пожизненное заключение.

Согласно  Конституции (ст. 16) каждый имеет право  наличную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях  и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному  права судебного обжалования. Без  санкции прокурора лицо может  быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления - имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере. Например, Казахстану (как, впрочем, и России) еще потребуется время, чтобы подготовить необходимое число адвокатов.

В ст. 17 Конституция провозглашает  неприкосновенность достоинства человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или  унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию.

Конституция гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). В связи с этим каждый имеет  право на тайну личных вкладов  и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений. Ограничения этого  права допускаются только в случаях  и в порядке, прямо установленных  законом. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями, и источниками информации; как отмечалось, последнее относится только к гражданам. Гарантия данных прав имеет важное юридическое значение для характеристики отношений государства с человеком, недопустимости незаконного вторжения государства в частную жизнь и служит критерием личной свободы человека.

Одно  из проявлений личной свободы —  свобода передвижения и поселения. Каждому, кто законно находится  на территории Республики Казахстан, принадлежит  согласно ст. 21 Конституции право  свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый также вправе выезжать за пределы  республики, а граждане — и беспрепятственно возвращаться.

В ч. 1 ст. 25 Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, устанавливая, что проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

Осуществление каждым права на свободу совести (ст. 22) не должно обусловливать или  ограничивать общечеловеческие и гражданские  права и обязанности перед  государством. В соответствии с положениями ст. 5 Закона "О свободе вероисповедания" от 15 января 1992 г. государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. В школах, вузах и других учебных заведениях не допускается религиозная пропаганда. Указанная норма означает, что религиозные дисциплины не могут включаться в программы государственных учебных заведений в качестве идеологии. Информация о религии может содержаться в учебных программах указанных учебных заведений только в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу присущей религиозным сведениям культурной ценности. Для Казахстана как многонационального и многоконфессионального государства серьезное значение имеет гарантированное ст. 19 Конституции право определять и указывать или не указывать свою национальность, а также партийную и религиозную принадлежность. В этой же статье провозглашено право каждого также на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Изданный в 1997 г. Закон "О языках" запретил ущемлять права граждан по языковому основанию, но предусмотрел среди прочего создание перечня профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями. Закон предписал также, что объем телерадиовещательных программ на казахском языке независимо от форм собственности на телерадиостанции не должен быть менее суммарного объема на других языках. Это объясняется болезненной проблемой: недостаточной развитости казахского языка, который в советское время оставался преимущественно бытовым языком, вследствие чего образованные казахи предпочитали даже в быту русский язык. Проблема развития казахского языка, конечно, должна решаться.

Также Конституция РК дает свободу указывать свою национальную

принадлежность или не указывать ее вообще и пользования  своим родным языком (ст. 19 Конституции РК); закрепляет право собственности на любое Законное приобретение имущества (ст.26 Конституции РК).По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева,    Конституция страны есть основание свободы, ведь она дала народу Республики самое главное – право выбора.

К Конституционным личным обязанностям можно отнести предусмотренную в ч. 1 ст. 34 обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

 

  1. Социально-экономические права в Конституции РК.

 

Данная группа прав, свобод и обязанностей по объему занимает в Конституции Казахстана второе место после личных. Это свидетельствует о значительном демократическом прогрессе в Республике и отказе от "социалистических" ценностей, одной из которых считался приоритет социально-экономических прав в ущерб личным правам. Кроме того, в прежнем подходе отчетливо проявлялась ориентация на монопольную роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, который находился под всесторонней государственной опекой. На самом деле таким образом ущемлялись социальное благополучие и самостоятельность личности, отсекались от социальной сферы общественные и благотворительные фонды, порождались иждивенческие привычки.

Экономические и социальные права  касаются таких важных сфер общественной жизни, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности человека.

В соответствии с Конституцией (ст. 24) каждый имеет право на свободу  труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. За каждым Конституция  признает также право на условия  труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без дискриминации, на социальную защиту от безработицы.

Принудительный труд в принципе запрещен и допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного  или военного положения. Гарантируется  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая  право на забастовку.

В порядке реализации права на отдых  работающим по трудовому договору гарантируются  установленные законом продолжительность  рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В ст. 28 гражданам гарантируется  минимальный размер заработной платы  и пенсии, социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Наряду с правом на труд в Конституции  Казахстана признаются право частной  собственности и ее наследования. Однако согласно ч. 1 ст. 26 Конституции не все лица, проживающие на территории республики, а только "граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество".

Собственность, в том числе право  наследования, гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению  суда. Принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии  равноценного его возмещения.

В условиях развивающихся рыночных отношений особое значение приобретает  свобода предпринимательской деятельности, которую Конституция в ч. 4 ст. 26 гарантирует каждому. Поскольку за короткий промежуток времени трудно отойти от монопольного права государства на экономическую деятельность, а также обходиться без так называемых естественных монополий (на транспорте, в горной промышленности и т. д.), то Конституция установила, что монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. По существу это также направлено на развитие рыночных отношений, чему служит и запрет недобросовестной конкуренции.

В Конституции (ч. 1 ст. 25) в своеобразной форме записано такое важное социальное право, как право на жилище: не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. В то же время исчезла из Конституции норма, существовавшая в советский период и провозглашавшая право на бесплатное получение жилья.

К социальным правам относится также  право на образование (ст. 30). Данное право гарантировано, как это  принято в демократических государствах, с учетом интересов достаточно широкого круга заинтересованных сторон. Прежде всего Конституцией гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, которое обязательно.

Гражданин имеет право получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование также в государственном  высшем учебном заведении. В то же время на основаниях и в порядке, установленных законом возможно получение платного образования  в частных учебных заведениях. Это способствует привлечению для  нужд образования негосударственных  средств, разгружает государственный  бюджет и, по крайней мере потенциально, может способствовать повышению качества образования.

Далее, получение платного образования  ставится под контроль государства, так как деятельность любых учебных  заведений должна соответствовать  общеобязательным стандартам образования, которые устанавливаются государством. Следует отметить, что право на получение бесплатного образования  гарантируется только гражданам.

Надо сказать, что Казахстан  испытывает серьезные трудности  с финансированием образования. В 1999 г. государство смогло обеспечить бесплатное образование только для 8 тыс. студентов, а для 7 тыс. предусматривалась  выдача возвратных образовательных  кредитов.

Еще одно существенное социальное право, гарантируемое Конституцией (ч. 1 и 2 ст. 29) гражданам, — право на охрану здоровья. Граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Каков этот объем, насколько он достаточен, сказать трудно.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 27 Конституции забота о детях и их воспитание суть естественные право и обязанность родителей так же, как совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конституция возлагает на граждан обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, равно как сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 37, 38).

 

  1. Политические права граждан

Вообще же, если говорить о политических правах, то правовой статус лица — это правовое положение субъекта или совокупность прав и обязанностей гражданина РК. В действующей Конституции установлены довольно демократические нормы, которые соответствуют международным стандартам в области регулирования отношений, связанных с вопросом о гражданстве.

Каждый человек в Республике Казахстан имеет право на гражданство и его изменение. Под гражданством же понимается политико-правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, установленные гражданские права и обязанности. Основания и порядок приобретения, сохранения и утраты гражданства республики устанавливаются законом. Гражданство утрачивается в связи с выходом из него, а также по основаниям, предусмотренным международными договорами РК.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина в конституции Республики Казахстан