Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Права человека— права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…......3
1. Характеристика прав человека и прав гражданина………………..……4
2. Личные права и свободы………………………………………….......…...9
3. Экономические, социальные и культурные права………………..……..11
4. Реализация прав и свобод в России……………………………………...14
5. Задание (практика)………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованной литературы……………………………………..…….19

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

Здесь стоит  выделить права, связанные с гарантией  нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

- право на  труд и на вознаграждение за  труд (ч.3 ст.37);

- право на  отдых (ч.5 ст.37);

- право создавать  профессиональные союзы, иные  общественные объединения для  защиты социальных и экономических  интересов (ст.13,30).

Статья 7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное физиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

- право на  государственную защиту материнства,  детства и семьи (ч.1 ст.38);

- право на  государственную поддержку отцовства,  инвалидов и пожилых граждан  (ч.2 ст.7);

- право на  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей (ст.39);

- право на  жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

- право на  охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

- право на  благоприятную окружающую среду,  достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духовному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

- право на  образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

- право на  бесплатное получение на конкурсной  основе высшего образования (ч.3 ст.43);

- свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);

- свобода  преподавания (ч.1 ст.44);

- право на  доступ к культурным ценностям,  на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

- право на  охрану интеллектуальной собственности  (ч.1 ст.44).

Культурная  деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального  и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и  иных убеждений. С правами на участие  в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана  обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ

 

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным  законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

- защита основ  конституционного строя;

- защита нравственности;

- защита здоровья;

- защита прав  и законных интересов других  лиц;

- обеспечение  обороны страны;

- обеспечение  безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права».[6] Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных  варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское  прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым  подразумевается движение в европейском  направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются  соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды – те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь – те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад  маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна – это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики – это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного  пути. И если первый выбор, европейский  путь можно назвать выбором в  пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней  подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в  условиях демократии права человека являются основой существования  гражданского общества, то в условиях управляемой демократии – они  ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать  только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран – европейский или путь управляемой демократии – зависит будущее России.

В ситуации, когда  у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А  в таком случае конфликт может  быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства  реализовать естественные права  невозможно.

 

ЗАДАНИЕ 3 (ПРАКТИКА)

 

Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» –  это термин с избыточной смысловой  достаточностью. Ведь во всяком государстве  есть законы, то есть система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте.

 

Правовое  государство  в современной жизни  наивысшая ступень развития свободы  и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях.

В настоящее  время существует много определений  правового государства. И вот одно из них, на мой взгляд, достаточно очень не плохое, которое несет неплохую смысловую нагрузку, и в достаточной мере полноценно и понятливо звучит. Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Таким образом, можно сказать что, правовое государство  базируется на соблюдении и охране прав и свобод человека и гражданина.

Теория правового  государства не возникла сразу в  каком-то уже определенном или законченном  виде. Здесь нет строгих рамок, которые держут в определенной строгости законы. По-моему мнению, эти рамки должны постоянно совершенствоваться с течение времени, то есть идти в ногу со временем, темпом и условиями жизни. Теория должна постоянно совершенствоваться, видоизменяться и трансформироваться, а также дополняться новыми качествами и свойствами.

Но все  же можно сказать, что приоритет  прав человека не снимает с него ответственность за надлежащее и  ненадлежащие использование своих  прав и свобод.

Важнейшей функцией правового государства является предоставление и защита прав и свобод человека и гражданина. Для того, что это обеспечить, и эти права, могли использоваться и применяться  государство должно разрабатывать  определенные и необходимые правила, нормы, клише, механизмы, которые должны гарантировать применение защиту таковых  прав.

Что касается Российской Федерации, то в соответствии с Конституцией (ст. 1) – Россия провозглашается  правовым государством. Любая Конституция  не только фиксирует достигнутый  уровень государственного и правового  развития, но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы.  В Конституции любой страны, претендующий на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.

На данный момент в России существует некоторые  противоречия между конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия как и многие другие государства не могут называться в полной мере правовым государством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешные  реформы в современной России связаны с установлением и  реализацией политических прав и  свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать  формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

В обозначенном аспекте у государства две  функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления  права, которые всем известны и одинаковы  для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С  другой стороны, существует необходимость  рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей  стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти  параметры подвижны, изменчивы. В  рамках конституционализма имеются  реальные механизмы, которые позволяют  в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная  истина: мы обладаем всеми правами  человека, которые сами осознаем.[2] Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

Появление Уполномоченного  по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих  институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.58. [2].
  3. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.121. [3].
  4. Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.480. [4].
  5. Политологияв вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
  6. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.42. [6].

 

 


Информация о работе Права человека