Понятия формы и источника права, их соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Термин «источники права» является одним из древнейших в правоведении - ему более 2-х тысяч лет. Как полагают, его впервые использовал Тит Ливии для обозначения XII таблиц. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции.

Работа содержит 1 файл

правоведение 3.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Нормативность является важнейшим признаком нормативных  правовых актов. Это основополагающее свойство для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок: отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

  1. в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции РФ;
  2. в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и законами официальной классификации актов;
  3. в признании соподчиненности между видами актов - конституция, закон, указ и т.д. Именно в такой последовательности убывает юридическая сила каждого названного акта и увеличивается поле обязательности для него других актов;
  4. в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;
  5. в определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;
  6. в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных  правовых актов любого государства  особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит  в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенность конституции  предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической  сущности конституция имеет и  социально-политическую сущность. Это  проявляется в том, что конституция  демократического государства —  итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политическое содержание. В ней закрепляется форма  государственного устройства, система  органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Обратимся к системе  законов. Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем  народного голосования для регулирования  важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой  нормативное выражение воли народа в результате согласования различных  социальных интересов;  
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;  
в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;  
г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;  
д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;  
е) характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном  уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Особое место в системе  законов занимает закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Это особый акт, имеющий и содержательные, и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющих право вносить такого рода акты в Государственную Думу, гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только к главам 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Рассмотрим федеральные  конституционные законы.

Данные законы принимаются  для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ и некоторые другие.

Следующая разновидность  конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения  на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных  конституционных законов может  изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию  новых субъектов и решение  других вопросов федеративного строительства. Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует  квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные  законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношет-ro с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных  законов является кодекс. На латыни кодекс означает книга. Кодекс - это  систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений.

Кодекс выступает как  основной законодательный акт в  той или иной сфере, с ним находятся  в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданскоправовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов.

Им присущ большой  объем, масштабность регулирования. Кодификации  подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное  право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Принятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского  государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного  ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны - обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции России.

Эти законы отличаются своим  наименованием, процедурой принятия. Посредством  принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого же рода.

Законы субъектов Российской Федерации будут рассмотрены  нами в системе нормативных актов  субъекта Федерации.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна.

Рассмотрим некоторые  из них. Наибольшей юридической силой  в системе подзаконных нормативных  правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации.

Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции России. "Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Акты Президента РФ могут  быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности их адресата, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам.

Они представляют собой  акты правоприменительные, так как  созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства  Российской Федерации издаются на основании  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Исполнение постановлений  Правительства РФ обеспечивается в  пределах предметов ведения и  полномочий Российской Федерации и  совместного ведения Федерации  и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему.

Акты федеральных органов  исполнительной власти издаются всеми  полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные  правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений  для органов, должностных лиц  и служащих данного органа. Они  могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Такие акты называются приказами, инструкциями, положениями.

Все акты федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие  права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Условием их действия является официальное опубликование. Это требование установлено ч. 3 ст. 15 Конституции России.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, прежде всего, характеризуется наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации -- нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации. Законы субъектов Российской Федерации могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов - предметы ведения субъектов Федерации.

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик, главы администраций  краев, областей, автономных округов  и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Информация о работе Понятия формы и источника права, их соотношение