Понятие сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:56, реферат

Описание работы

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 32.76 Кб (Скачать)

    Естественно-правовые традиции отечественной социальной мысли позволяют выявить основания позитивного права и критериев его оценки. Основания эти и критерии, как было показано, в любой интерпретации имеют идеальный характер. Осуществляя функцию объяснения сущности права, естественно-правовое мышление выполняет и критическую функцию по отношению к "закону", правопорядку в целом. Эти две функции тесно переплетаются между собой, так как имеют в виду одно и то же: поиск идеального социального состояния. Во многом сущность естественно-правового мышления состоит в философской и нравственной критике наличного права и государства. В процессе этой критики правовые и государственные отношения проходят испытание на соответствие их сущности и смыслу, формируются ориентиры преобразований. "В силу заложенной в нем

критической установки, - пишут авторы учебника по философии права, - естественно-правовой способ мышления приобретает особую социальную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости.[C.66]

    В советской философской и юридической  литературе правосознание преимущественно рассматривалось как обусловленная материальными отношениями форма общественного сознания, выражающая классовое отношение человека и общества к реальному и желаемому праву. Односторонность такого подхода породила серьезные проблемы нашей правовой среды, что актуализировало на современном этапе интеллектуальные традиции дореволюционного правоведения, опирающегося на представление правосознания как эмоционально-интеллектуального восприятия человеком и обществом как постоянных, так и изменяющихся во времени и пространстве требований и идеалов естественного права и оценку на их основе положительного права государства; проявление духа человека, менталитета народа, фактора обеспечения целостности общества.

    Смягчение политического режима позволило  начать более активную работу по развитию и углублению представлений о сущности права.

     Сочетание различных определений позитивного права соответствующего объективным требованиям права, в одно понятии означает их объединение (совмещение, уплотнение синтез, конкретизацию) по одному и тому же основанию, поскольку речь идет о различных проявлениях и определениях единой правовой сущности. Причем эти различные определения права (в силу их понятийного и сущностного единства) не только дополняют, но и подразумевают друг друга. Именно это дает логическое основание в дефиниции (по необходимости краткой) общего понятия такого позитивного права (т. е. правового закона) ограничиваться лишь некоторыми основными определениями (характеристиками), резюмирующими в себе и одновременно подразумевающими все остальные определения сущности права.

     Из смысла излагаемой концепции различения и соотношения права и закона вытекает, что даже самая краткая дефиниция общего понятия такого позитивного права (правового закона) должна включать в себя, как минимум, два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик права в его различении с законом, а второе — характеристику права в его совпадении с законом. С учетом этого можно сформулировать ряд соответствующих дефиниций. Так, позитивное право, соответствующее объективным требованиям права (закон в его совпадении с правом), можно определить (т. е. дать краткую дефиницию его общего понятия) как общеобязательную систему норм формального равенства; как равную меру (или масштаб, форму, норму, принцип) свободы, обладающую законной силой; как справедливость, имеющую силу закона. В более развернутом виде общее понятие такого позитивного права (правового закона) можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. То же самое юридическое правопонимание на более привычном языке можно выразить так: право — это официально установленная и обеспеченная государственной защитой система норм, соответствующая принципу формального равенства

    М.И. Байтин трактует право как нормативное  воплощение идей гуманизма, демократии и справедливости. С таких позиций, по его мнению, можно более убедительно критиковать действующее законодательство, обосновывать меры по его совершенствованию. Автор, не обостряя различия между разными подходами к трактовке права, говорит о необходимости больше сосредоточивать усилия на поисках того, что может послужить сближению точек зрения и взаимопониманию в целях приближения и выработки единого понятия права.

    О.Э. Лейст предлагает рассматривать  право прежде всего как факт истории, сущность которого постигается на том уровне абстракции, где соединяются понятия и категории социологии, этики, психологии, политологии и собственно истории, т.е. на том уровне наук, где изучается общество в целом. В этом он видит качественное отличие философии права от общей теории права. Ученый предлагает считать главной целью права порядок и социальную стабильность. Отсюда вытекает его предложение определять право по его сущности как нормативную форму упорядочения, стабилизации и воспроизводства общественных отношений, поддерживаемую (охраняемую) средствами юридического процесса и государственным принуждением. "Право, - пишет ученый, - всегда обращено в будущее и предписывает нечто как должное; поэтому идеалы (будущее) всегда видятся в связи с правом как помощь или помеха в их достижении"[C.69]

    Большое влияние на развитие юридической  мысли оказали идеи знаменитого  французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689–1755). Его учение о «духе законов» (т.е. о закономерном, разумном и необходимом  в позитивном праве) представляло собой  плодотворную попытку постижения объективных  закономерностей и логики исторически  изменчивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые  порождают их. Такая ориентация юридического познания на выявление объективных  закономерностей возникновения  и развития права несомненно содействовала  углублению юридических исследований, обогащению научного потенциала юриспруденции, повышению научного качества юридического знания.

    «Дух  законов» – это правообразующее  значение и правовой результат тех  факторов (географических, климатических, национальных, исторических, культурных, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т.д.), которые влияют на законодательство. Правовой смысл «духа законов» требует  принятия разумных и справедливых законов. «Законы, говоря вообще, – отмечает Монтескье в работе «О духе законов», – есть человеческий разум, поскольку  он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские  законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума».

    Понятие «дух законов» опирается на характерные  для естественно-правовых учений представления  об объективной природе справедливости, которая предшествует позитивному  закону, а не впервые создается  им. «Законам, созданным людьми, –  подчеркивает Монтескье, – должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено  положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как  был начертан круг, его радиусы  не были равны между собою».

    Правовой  смысл «духа законов» по-разному  проявляется в различных формах права (естественном, церковном, международном, государственном, гражданском, семейном праве и т.д.) с учетом «их отношения  к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений». «Существуют, следовательно, – пишет Монтескье, – различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом  определить, к какому из названных  разрядов по преимуществу относятся  те или другие вопросы, подлежащие определению  закона, дабы не внести беспорядка в  те начала, которые должны управлять  людьми».[C.121 Философия права Гегеля. – М.: Юристъ, 1998. – 352 с.]

    Здесь, следовательно, речь идет (как и у  Гроция, но под несколько другим углом зрения) о разработке надлежащей системы и структуры общего учения о праве с учетом как принципиального  правового единства всех форм права (в силу общего для всех них «духа  законов», единого источника и  критерия их разумности и справедливости), так и различий между ними в  рамках такого единства. Также и  в трактовке Монтескье научно обоснованная система (и структура) отраслей права выступает как основа для системы позитивного законодательства, его надлежащего структурирования по отраслям и т.д.

    Существенное  значение – и в плане философии  права и с точки зрения единства предмета юриспруденции, имело, наряду с учением Монтескье о правовой природе позитивного закона, дальнейшее развитие им (после Гроция, Локка  и других мыслителей) правового подхода  к государству (углубление представлений  о единой правовой природе государства  и закона, о правовом смысле разделения властей, о взаимосвязи свободы, справедливости, права и государства, о государстве и законе как  формах выражения и защиты свободы  людей и т.д.). 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Право есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка.

    Право, как и государство, принадлежит  к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные  и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

    Также право имеет закономерные связи  с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами  научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представления  о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как  общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого  этапа жизни общества.

    Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между  людьми с соответственно воплощенной  волей общества. Поэтому в отличие  от других социальных регуляторов, право  данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно  с государством. Право -- единственный нормативный регулятор, регулирующее воздействие которого на отношения  между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

    Право является такой обширной и социально  значимой категорией, что его сущность невозможно уместить в одном определении. В обобщенном варианте под сущностью  права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

    Ценность  права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом  общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения  новых рыночных механизмов. Право  в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой  сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения  и деятельности.

Информация о работе Понятие сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли