Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:56, реферат
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует
Естественно-правовые традиции отечественной социальной мысли позволяют выявить основания позитивного права и критериев его оценки. Основания эти и критерии, как было показано, в любой интерпретации имеют идеальный характер. Осуществляя функцию объяснения сущности права, естественно-правовое мышление выполняет и критическую функцию по отношению к "закону", правопорядку в целом. Эти две функции тесно переплетаются между собой, так как имеют в виду одно и то же: поиск идеального социального состояния. Во многом сущность естественно-правового мышления состоит в философской и нравственной критике наличного права и государства. В процессе этой критики правовые и государственные отношения проходят испытание на соответствие их сущности и смыслу, формируются ориентиры преобразований. "В силу заложенной в нем
критической установки, - пишут авторы учебника по философии права, - естественно-правовой способ мышления приобретает особую социальную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости.[C.66]
В
советской философской и
Смягчение политического режима позволило начать более активную работу по развитию и углублению представлений о сущности права.
Сочетание различных определений позитивного права соответствующего объективным требованиям права, в одно понятии означает их объединение (совмещение, уплотнение синтез, конкретизацию) по одному и тому же основанию, поскольку речь идет о различных проявлениях и определениях единой правовой сущности. Причем эти различные определения права (в силу их понятийного и сущностного единства) не только дополняют, но и подразумевают друг друга. Именно это дает логическое основание в дефиниции (по необходимости краткой) общего понятия такого позитивного права (т. е. правового закона) ограничиваться лишь некоторыми основными определениями (характеристиками), резюмирующими в себе и одновременно подразумевающими все остальные определения сущности права.
Из смысла излагаемой концепции различения и соотношения права и закона вытекает, что даже самая краткая дефиниция общего понятия такого позитивного права (правового закона) должна включать в себя, как минимум, два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик права в его различении с законом, а второе — характеристику права в его совпадении с законом. С учетом этого можно сформулировать ряд соответствующих дефиниций. Так, позитивное право, соответствующее объективным требованиям права (закон в его совпадении с правом), можно определить (т. е. дать краткую дефиницию его общего понятия) как общеобязательную систему норм формального равенства; как равную меру (или масштаб, форму, норму, принцип) свободы, обладающую законной силой; как справедливость, имеющую силу закона. В более развернутом виде общее понятие такого позитивного права (правового закона) можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. То же самое юридическое правопонимание на более привычном языке можно выразить так: право — это официально установленная и обеспеченная государственной защитой система норм, соответствующая принципу формального равенства
М.И. Байтин трактует право как нормативное воплощение идей гуманизма, демократии и справедливости. С таких позиций, по его мнению, можно более убедительно критиковать действующее законодательство, обосновывать меры по его совершенствованию. Автор, не обостряя различия между разными подходами к трактовке права, говорит о необходимости больше сосредоточивать усилия на поисках того, что может послужить сближению точек зрения и взаимопониманию в целях приближения и выработки единого понятия права.
О.Э. Лейст предлагает рассматривать право прежде всего как факт истории, сущность которого постигается на том уровне абстракции, где соединяются понятия и категории социологии, этики, психологии, политологии и собственно истории, т.е. на том уровне наук, где изучается общество в целом. В этом он видит качественное отличие философии права от общей теории права. Ученый предлагает считать главной целью права порядок и социальную стабильность. Отсюда вытекает его предложение определять право по его сущности как нормативную форму упорядочения, стабилизации и воспроизводства общественных отношений, поддерживаемую (охраняемую) средствами юридического процесса и государственным принуждением. "Право, - пишет ученый, - всегда обращено в будущее и предписывает нечто как должное; поэтому идеалы (будущее) всегда видятся в связи с правом как помощь или помеха в их достижении"[C.69]
Большое влияние на развитие юридической мысли оказали идеи знаменитого французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689–1755). Его учение о «духе законов» (т.е. о закономерном, разумном и необходимом в позитивном праве) представляло собой плодотворную попытку постижения объективных закономерностей и логики исторически изменчивых позитивных законов, познания тех причин и факторов, которые порождают их. Такая ориентация юридического познания на выявление объективных закономерностей возникновения и развития права несомненно содействовала углублению юридических исследований, обогащению научного потенциала юриспруденции, повышению научного качества юридического знания.
«Дух законов» – это правообразующее значение и правовой результат тех факторов (географических, климатических, национальных, исторических, культурных, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т.д.), которые влияют на законодательство. Правовой смысл «духа законов» требует принятия разумных и справедливых законов. «Законы, говоря вообще, – отмечает Монтескье в работе «О духе законов», – есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума».
Понятие
«дух законов» опирается на характерные
для естественно-правовых учений представления
об объективной природе
Правовой смысл «духа законов» по-разному проявляется в различных формах права (естественном, церковном, международном, государственном, гражданском, семейном праве и т.д.) с учетом «их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений». «Существуют, следовательно, – пишет Монтескье, – различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми».[C.121 Философия права Гегеля. – М.: Юристъ, 1998. – 352 с.]
Здесь, следовательно, речь идет (как и у Гроция, но под несколько другим углом зрения) о разработке надлежащей системы и структуры общего учения о праве с учетом как принципиального правового единства всех форм права (в силу общего для всех них «духа законов», единого источника и критерия их разумности и справедливости), так и различий между ними в рамках такого единства. Также и в трактовке Монтескье научно обоснованная система (и структура) отраслей права выступает как основа для системы позитивного законодательства, его надлежащего структурирования по отраслям и т.д.
Существенное
значение – и в плане философии
права и с точки зрения единства
предмета юриспруденции, имело, наряду
с учением Монтескье о правовой
природе позитивного закона, дальнейшее
развитие им (после Гроция, Локка
и других мыслителей) правового подхода
к государству (углубление представлений
о единой правовой природе государства
и закона, о правовом смысле разделения
властей, о взаимосвязи свободы,
справедливости, права и государства,
о государстве и законе как
формах выражения и защиты свободы
людей и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право есть система регуляции общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка.
Право,
как и государство, принадлежит
к числу наиболее сложных общественных
явлений. В повседневной жизни люди
понимают под правом общеобязательные
правила поведения, установленные
и санкционированные
Также
право имеет закономерные связи
с такими институтами, как гуманизм,
права человека, социальная справедливость,
которые выступают объектами
научных и социально-
Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право -- единственный нормативный регулятор, регулирующее воздействие которого на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.
Право является такой обширной и социально значимой категорией, что его сущность невозможно уместить в одном определении. В обобщенном варианте под сущностью права понимают, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.
Ценность
права заключается и в том,
что оно выступает мощным фактором
прогресса, источником обновления общества
в соответствии с историческим ходом
общественного развития. Его роль
особенно возрастает в условиях крушения
тоталитарных режимов, утверждения
новых рыночных механизмов. Право
в таких ситуациях играет заметную
роль в создании качественно новой
сферы, в которой только и способны
утвердиться новые формы
Информация о работе Понятие сущности права в истории отечественной философско-правовой мысли