Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:19, реферат
Одной из ветвей государственной власти является судебная власть.
Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который
обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на
поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно,
судебную власть можно было бы определить как возможность и способность
занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда)
воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Понятие судебной системы РФ. Её структура
и деятельность.
Одной из ветвей государственной власти является судебная власть.
Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который
обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на
поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно,
судебную власть можно было бы определить как возможность и способность
занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда)
воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Среди полномочий
судебной власти доминирующую роль играет правосудие, также она включает ряд
других полномочий:
. конституционный контроль;
. контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов
государственной власти и
объединений, должностных лиц;
. обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
. дача разъяснений по вопросам судебной практики;
. участие в формировании судейского корпуса и содействие органам
судейского сообщества.
Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в
том, что её осуществление доверяется только специально учрежденным
государственным органам – судам. Специфика суда состоит в порядке
формирования судейского корпуса, а также в том, что для его деятельности
установлен особый порядок (процедура). К настоящему времени сложилось
несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято
именовать видами судопроизводства:
. конституционное судопроизводство;
. гражданское судопроизводство;
. арбитражное судопроизводство;
. уголовное судопроизводство;
. административное
судопроизводство;
Судебная система
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их
компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах
определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118
сказано:
1. Правосудие
в Российской Федерации
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного производства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
Российской Федерации и
чрезвычайных судов не
Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они
четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в
целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только
Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной
системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о
военных судах, Закона о мировых судьях.
В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что
единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
o установления судебной системы Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и
системе РФ;
o соблюдения
всеми федеральными судами и
мировыми судьями
федеральными законами правил судопроизводства;
o применения
всеми судами Конституции
конституционных законов,
и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации, а также
Российской Федерации;
o признания обязательности исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных
o законодательного закрепления единства статуса судей;
o финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального
бюджета.
Система судов Российской
В ч.2 статьи
4 Закона о судебной системе
сказано: «в Российской
действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи
субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации».
Всю совокупность
федеральных судов можно
1. Конституционный Суд РФ
2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции
3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Статус Конституционного Суда определен в ст.125 Конституции РФ, в ней
также сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного
контролировать конституционность законов и иных правовых актов).
Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных
судов, ему напрямую не подчиняются никакие суды (в т.ч. уставные
(конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь
существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную
практику.
В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем
Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении
каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают
разъяснения по вопросам судебной практики.
«Верховный
Суд Российской Федерации
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.126 КРФ)
«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.127 КРФ)
Наибольшее
количество федеральных судов
именуются Судами общей
(ст.126 КРФ). К ним относятся:
o Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);
o Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды, суды
городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд
автономной области (1) и автономных округов (11);
o Военные специализированные суды.
Суды общей юрисдикции (термин закреплен в Законе о судебной системе)
рассматривают основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об
административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут
заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут
осуществлять конституционный контроль (эти дела находятся в ведении
Арбитражного и Конституционного судов).
Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских
(общих) судов, это оговорено в ч.1 ст.22 Закона о судебной системе:
«Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и
формированиях,
где федеральным законом
специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных
(флотских) военных судов, а также Военной коллегии.
Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных
судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и
большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и
гражданских дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456
районных судов и судов, равных им.
В систему арбитражных судов входят:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области и автономных
округов);
- Федеральные арбитражные суды округов.
Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не
вмешивается в дела друг друга.
Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов
субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные)
суды субъектов Федерации и мировые судьи. В ч.1 ст.27 Закона о судебной
системе обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов
Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции
(уставу) субъектов Федерации:
o Принятых в нем законов;
o Нормативных
правовых актов органов
o Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
o Вопросов
толкования конституции (
Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах
предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом
(ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).
Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны
Информация о работе Понятие судебной системы РФ. Её структура и деятельность