Понятие, структура и виды политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:14, реферат

Описание работы

С учетом названых признаков под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественные организации, представленные политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.61 Кб (Скачать)

8 1. Понятие, структура  и виды политической

системы общества

Категория «политическая  система общества» вошла в  научный оборот сравнительно недавно - в 70-е годы XX в., что связано прежде всего с ее применением в последней Конституции СССР 1977 г. До этого в учебниках использовались понятия «система социалистической демократии», «политическая организация классового общества» и др.

В учебной литературе по общей теории государства и  права 90-х годов XX в. отношение к  теме «политическая система общества» неоднозначное. В одних изданиях ей уделяется серьезное внимание, в других — незначительное, в третьих она вообще опущена. Изучение различных аспектов политической системы общества отдается на откуп неюридическим дисциплинам (политологии, философии, социологии), в какой-то мере она рассматривается в конституционном праве.

По нашему мнению, не следует исключать эту тему из курса общей теории государства и права, поскольку изучение общих проблем государства без анализа его взаимоотношений с различными общественными объединениями и гражданами будет неполным.

Если обратиться к научной и учебной литературе, то несложно увидеть, что до настоящего времени нет общепризнанного определения понятия политической системы. Это объясняется тем, что до настоящего времени нет общепризнанного определения понятия политической системы. Это объясняется тем, что отдельные учёные избирают разные категории для характеристики политической системы или преследую разные исследовательские цели. Тем не менее, правоведы указывают на следующие основные признаки политической системы:

  • во-первых, она тесно связана с государственной властью, ее организацией, использованием;
  • во-вторых, в ней отражаются политический процессы, протекающие в государственно-организованном обществе и возникающие по поводу власти и связанных с ней институтов суверенитета, самоуправление, прав и свобод личности и др.;
  • в-третьих, в политической системе четко прослеживаются политические интересы классов, социальных слоёв, групп, в том числе национальные интересы, регулируемые различными политическими нормами и принципами.

С учетом названых признаков под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественные организации, представленные политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).

Непосредственной  задачей создания и функционирования компонентов политической системы  общества является достижения ими определенной политической цели, которая обязательно  закрепляется в уставных ли тайных документах (политических партий , отдельных общественных организаций). По своему содержанию политическая цель заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные социальные слои. По сути, что бы ни было зафиксировано в программных документах политических партий разных времен, ясно одно: им нужно завоевание, удержание и использование государственной власти для осуществления декларативных или тайных целей.

Внимательный  анализ содержательной деятельности негосударственных  социальных институтов, их программных  положений и уставов позволяет  обнаружить неодинаковую политическую направленность общественных объединений. В этой связи к числу собственно политических организаций следует отнести все политические партии и отдельные общественные организации, напрямую связанные с политикой, непосредственной задачей создания и функционирования которых является достижение поставленной политической цели.

Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческий, спортивные и другие объединения целесообразно  отнести к несобственно политическим организациям. Дело в том, что они возникают и развиваются в силу не политических, а экономических и других социальных причин. Поэтому свою деятельность эти организации осуществляют в производственной, социально-бытовой , культурной и иных сферах жизни общества. Они не закрепляют в своих уставных документах задач активного воздействия на государственную власть  в политических целях. Однако последнее не означает принижения роли и значения несобственно политических организаций в политической системе общества, так как речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Например, профсоюзы  создаются для защиты интересов  своих членов по вопросам, связанных  с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности  для для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

В последнее  время в связи с повышением роли средств массовой информации в  развитии политических процессов, формировании общественного мнения они рассматриваются  в качестве  компонента политической системы. Дело в том, что потенциал  СМИ, не обладающих непосредственно  властными или управленческими  полномочиями, используется в политической борьбе за власть и в контроле за протекающими в обществе процессами. Это обусловливает характеристику СМИ как «четвертой власти».

Таким образом, определение понятия политической системы общества, его структурная  характеристика позволяют сделать  интегрированный вывод о том, что политическая система общества включает в себя организацию и деятельность политической власти, политические и иные общественные формирования, отношение между обществом и государством, характеризует политические процессы в обществе, отражающие уровень политического творчества в обществе, состояния неинституциональных политических отношений.

Следует отметить также, что политическая система  общества представляет собой лишь одну из частей совокупной общественной системы  и в реальной жизни взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой и др. Центральное положение политической системы в этой структуре определяется ведущей ролью политики в государственно-организованном обществе.

Политическая  система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политико-правового режима, социально-политических отношений (стабильных или нестабильных, конфликтных или  консенсуальных), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), исторической и национальной традицией уклада общественной жизни ( политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Наиболее распространенной классификацией политических систем является та, в основу которой положен политико-правовой режим. По этому критерию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Некоторые исследователи различают тоталитарные и либерально демократические политические системы. Возможны и иные. Более или менее четко очерченные системы в том числе смешанные. В зависимости от различных конкретно-исторических обстоятельств они могут приобретать дополнительные характеристики и особенности. Например, известные миру националистические, шовинистические и расистские идеологии порождают фашистские политические системы, которые являются разновидностью тоталитарных систем. Для последних характерна гиперболизация роли государства и его аппарата. Государственная власть вмешивается во все сферы общественной жизни, даже в личную жизнь граждан. В таких системах, как правило, у власти находится одна господствующая партия, все другие общественные организации выступают проводником государственной политики. Там, где монополия на власть принадлежит одно партии, «ее аппарат срастается с государственным, возникает диктатура партийно-государственной верхушки или даже культа личности, аппарат подчиняет себе гражданское общество. Однопартийность – это путь к тоталитаризму, централизации, диктатуре» [Бахрах Д.Н. Вопросы законностив государственном управлении //  Правоведение.1992. №3 с. 9]. Политические системы тоталитарных обществ становятся закрытыми, в них затруднены обмен идеями, связь с внешним миром. Для таких систем характерен культ вождя, харизматического лидера. Стабильность поддерживается насилием, принуждением, политическим сыском, террором, а подчас и геноцидом по отношению к своему народу, агрессий к соседним государствам.

Либерально-демократическая политическая систем базируется на рыночной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями  становятся характерной чертой такой системы. Государство в указанной среде выполняет роль организатора условий для развития рыночной, в том числе социально ориентированной экономики.  Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, организовывает социальную защищенность малоимущих слоев. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей [!////}]

Следовательно, по характеру взаимодействия выделяются открытые и закрытые политические системы. К первым относятся либерально-демократические, ко вторым – тоталитарные политические системы.

Информация о работе Понятие, структура и виды политической системы общества