Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:14, реферат
С учетом названых признаков под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественные организации, представленные политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).
8 1. Понятие, структура и виды политической
системы общества
Категория «политическая система общества» вошла в научный оборот сравнительно недавно - в 70-е годы XX в., что связано прежде всего с ее применением в последней Конституции СССР 1977 г. До этого в учебниках использовались понятия «система социалистической демократии», «политическая организация классового общества» и др.
В учебной литературе по общей теории государства и права 90-х годов XX в. отношение к теме «политическая система общества» неоднозначное. В одних изданиях ей уделяется серьезное внимание, в других — незначительное, в третьих она вообще опущена. Изучение различных аспектов политической системы общества отдается на откуп неюридическим дисциплинам (политологии, философии, социологии), в какой-то мере она рассматривается в конституционном праве.
По нашему мнению, не следует исключать эту тему из курса общей теории государства и права, поскольку изучение общих проблем государства без анализа его взаимоотношений с различными общественными объединениями и гражданами будет неполным.
Если обратиться
к научной и учебной
С учетом названых признаков под политической системой общества следует понимать взятую в единстве и взаимодействии совокупность государственных органов, негосударственных организаций, институтов непосредственной демократии, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства. Это значит, что в структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественные организации, представленные политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).
Непосредственной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижения ими определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставных ли тайных документах (политических партий , отдельных общественных организаций). По своему содержанию политическая цель заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные социальные слои. По сути, что бы ни было зафиксировано в программных документах политических партий разных времен, ясно одно: им нужно завоевание, удержание и использование государственной власти для осуществления декларативных или тайных целей.
Внимательный анализ содержательной деятельности негосударственных социальных институтов, их программных положений и уставов позволяет обнаружить неодинаковую политическую направленность общественных объединений. В этой связи к числу собственно политических организаций следует отнести все политические партии и отдельные общественные организации, напрямую связанные с политикой, непосредственной задачей создания и функционирования которых является достижение поставленной политической цели.
Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческий, спортивные и другие объединения целесообразно отнести к несобственно политическим организациям. Дело в том, что они возникают и развиваются в силу не политических, а экономических и других социальных причин. Поэтому свою деятельность эти организации осуществляют в производственной, социально-бытовой , культурной и иных сферах жизни общества. Они не закрепляют в своих уставных документах задач активного воздействия на государственную власть в политических целях. Однако последнее не означает принижения роли и значения несобственно политических организаций в политической системе общества, так как речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.
Например, профсоюзы
создаются для защиты интересов
своих членов по вопросам, связанных
с трудовыми отношениями. Однако
профсоюзы имеют широкие
В последнее время в связи с повышением роли средств массовой информации в развитии политических процессов, формировании общественного мнения они рассматриваются в качестве компонента политической системы. Дело в том, что потенциал СМИ, не обладающих непосредственно властными или управленческими полномочиями, используется в политической борьбе за власть и в контроле за протекающими в обществе процессами. Это обусловливает характеристику СМИ как «четвертой власти».
Таким образом,
определение понятия
Следует отметить
также, что политическая система
общества представляет собой лишь одну
из частей совокупной общественной системы
и в реальной жизни взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, правовой
и др. Центральное положение
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политико-правового режима, социально-политических отношений (стабильных или нестабильных, конфликтных или консенсуальных), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), исторической и национальной традицией уклада общественной жизни ( политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Наиболее распространенной
классификацией политических систем является
та, в основу которой положен политико-
Либерально-демократическая политическая систем базируется на рыночной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становятся характерной чертой такой системы. Государство в указанной среде выполняет роль организатора условий для развития рыночной, в том числе социально ориентированной экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, организовывает социальную защищенность малоимущих слоев. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей [!////}]
Следовательно, по характеру взаимодействия выделяются открытые и закрытые политические системы. К первым относятся либерально-демократические, ко вторым – тоталитарные политические системы.
Информация о работе Понятие, структура и виды политической системы общества