Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:30, реферат
Соборное Уложение 1649 года вобрало в себя многие традиции, выработанные законодателем и судебной практикой в сфере уголовного права в течение предшествующего времени – XV-XVI веков. Оно стало итогом развития главных тенденций уголовного права данного периода.
Понятие преступления
и система преступления по Соборному
Уложению 1649г.
Соборное Уложение 1649 года вобрало в себя
многие традиции, выработанные законодателем
и судебной практикой в сфере уголовного
права в течение предшествующего времени
– XV-XVI веков. Оно стало итогом развития
главных тенденций уголовного права данного
периода.
Впервые термины “преступление” и “вина”
появились в юридических текстах в конце
XVI века. Однако критерием, которым определяется
уголовно- правовой характер деяния, была
не столько злая воля преступника, сколько
степень нарушения общественного интереса.
Необходимость выяснять форму вины предписывалась
уже в судебных актах
XVI века. Более строгие наказания влекли
либо особый статус преступника
(“ведомо лихой человек”), либо особые
обстоятельства деяния (насилие и хитрость
при совершении преступления).
В Уложении уточнено понятие “преступления”
как противление царской власти и правопорядку,
установленного государством, и даны стадии
преступления: умысел, покушение на преступление
и совершение преступления. Впервые в
истории русского законодательства дана
классификация преступления (антигосударственные,
против церкви, уголовные, гражданские
правонарушения). По систематике преступлений
и их правовой квалификации Соборное Уложение
– несомненный шаг вперед. Из уголовных
преступлений большее внимание уделено
убийству. Санкция определялась в зависимости
от наличия умысла или его отсутствия,
социального положения преступника и
потерпевшего и место совершения преступления
(в церкви, в царском дворе или вне этих
мест). Увечье, побои членовредительство
наказывались физически, не исключая принципа
талиона
(эквивалентного возмездия), а также возмещение
бесчестья. Крупнейшим преступлениями
считались разбой и татьба. Разбой, как
более опасный вид преступления, наказывался
суровее, чем татьба.
Получено дальнейшее развитие вменения
вины. Уложение закрепило возникновение
в законодательстве предшествующего периода
понятие умысла, неосторожности, случайности,
хотя еще не было четкого разграничения.
Были введены обстоятельства, влияющие
на определение степени виновности или
на ее устранение: необходимая оборона,
крайняя необходимость. Однако применение
средств самообороны и ее последствия
не ставились в связь со степенью опасности.
Отягчающим вину обстоятельством признавалась
повторность преступления. Смягчающими
вину обстоятельствами являлись малый
возраст, воровство вследствие “нужды”
или “простого ума”.
Субъектами преступления могли быть как
отдельные лица, так и группы лиц. Закон
разделяет на главных и второстепенных,
понимая под последними соучастников.
В свою очередь, соучастие может быть как
физическим
(содействие, практическая помощь), так
и интеллектуальным (то есть подстрекательство
к убийству). В связи с этим, субъектом
стал признаваться даже раб, совершивший
преступление по указанию своего господина.
От второстепенных субъектов преступления
(соучастников) закон отличает лиц, только
причастных к совершению преступления:
пособников
(создавших условия для совершения преступления),
попустителей (обязанных предотвратить
преступление, но не сделавших этого),
недоносителей (не сообщивших о подготовке
и совершении преступления), укрывателей
(скрывших преступника и следы преступления).
Уголовная ответственность распространена
на всех, в том числе на холопов [1]; господин
отвечает за непредставление к суду своих
холопов и крестьян-преступников даже
в том случае, если наложит на них наказание
сам [2].
Прямой закон о возрасте в уголовном праве
отсутствует, но в статьях
Новоуказа есть ссылка на постановление
кормичей, по которому от уголовной ответственности
освобождаются лица до 7 лет и “бесные”
(сумасшедшие)
[3]. Несовершеннолетние старше 7 лет подлежали
уголовному наказанию, но смертная казнь
(за соответствующие преступления) заменялась
другими, смягченными наказаниями.
Психические заболевания так же не определяются
в законе (кроме выше сказанного); практика,
хотя и осознавала важность этого условия
вменяемости, но допускала иногда суд
и смягченное наказание для лиц невменяемых.
Субъективная сторона преступления обуславливалась
степенью вины:
Уложение знает деление преступлений
на умышленные, неосторожные и случайные.
Различие умышленного и непредумышленного
деяния ясно выражено в отношении к убийству
еще в Уставной книге Разбойного приказа:
“Убийцу пытают, которым обычаем убийство
учинилось – умышленным ли, или пьяным
делом – неумышленным (в драке)”, за первое
полагается смертная казнь, за второе
кнут, или тюремное заключение. – Но неправильный
язык заимствованных источников иногда
вводит Уложение царя Алексея Михайловича
в непоследовательность, например “А
будет кто с похвальбы, или с пьянства,
или умыслом наскочет на лошади, на чью
жену, и лошадь ея стопчет или повалит,
и тем ее обесчестить, или ея тем боем изувечить…,
велеть его бить кнутом нещадно”; если
потерпевшая от этого умрет, то его казнить
смертию; но если “такое убийство учинится
от кого без умышления, потому что лошадь
разнесет и удержать ея будет не мощно,
и того в убийство не ставить и наказания
не чинить” [4]. Здесь смешаны умышленное
с неумышленным, а это последнее с случайностью,
но такие оговорки закона не выражают
его действительного смысла. К случайности
применена также неосторожность (ненаказуемая).
Наказуемая неосторожность иногда смешивается
с умыслом благодаря той же неправильной
редакции заимствованных источников.
Вообще разделение деяний на “умышленные
и неумышленные” не выражают действительного
взгляда на предмет, изложенного московским
законодательством еще в Уставной книге
Разбойного приказа.
Понятие об объектах преступления в праве
Московского государства, сравнительно
с правом Русской Правды и судных грамот,
изменяется: уголовный закон защищает
ни одни права физических лиц, но и защищает
строй, установленный государством, то
есть объектами преступления
Соборное Уложение считало Церковь (преступления
против религии впервые включены в светское
законодательство и сразу же поставлены
на первое место), государство, семью, личность,
имущество и нравственность (имеется ввиду
непочитание детьми родителей, отказ содержать
престарелых родителей, сводничество,
“блуд” жены).
Информация о работе Понятие преступления и система преступления по Соборному Уложению 1649 г