ИНСТИТУТ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
И ИНФОРМАТИЗАЦИИ |
Дисциплина
«Теория государства и права»
(1 из 2) |
Экзаменационный
билет № 01 |
- Понятие
правотворчества и его принципы.
|
- Правовая
культура: понятие, структура, уровень.
|
- Общая характеристика
юридической науки.
|
|
- Понятие
правотворчества
и его принципы.
Одно из важнейших
направлений государственной деятельности
– правотворчеогво. В его понимании
сегодня обозначились два аспекта.
В узком смысле под правотворчеством
подразумевается непосредственно
сам процесс создания правовых норм
компетентными органами. В широкой трактовке
данный процесс «исчисляется» с момента
право-творческого замысла и до практической
реализации юридической нормы (подготовка,
принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на
различие в подходах к пониманию
правотворчества, это всегда деятельность
управомоченных органов по разработке,
переработке и изданию определенных нормативных
актов. Правотворчест-во – одно из основных
звеньев механизма правового регулирования
общественных отношений. Их известная
многоплановость предопределяет структурное
содержание правотворческого процесса,
который складывается из двух частей.
Первая – включает в себя организационные
вопросы правотворчества, не связанные
с юридически значимыми действиями (подготовка
проекта нормативного акта, его обсуждение
в соответствующей государственной или
общественной организации, трудовом коллективе
и т.д.); вторая – в своей основе опирается
на правовые начала, а точкой отсчета ее
функционирования служит решение о подготовке
проекта нормативного акта.
Обе эти части
неразрывно связаны между собой
и в общем контексте представляют
целостную процедуру по подготовке,
официальному обсуждению, принятию и
опубликованию правового документа.
Соответственно этому в процессе
правотворчества выделяют две основные
стадии. Первая – предусматривает предварительное
формирование государственной воли при
составлении проекта нормативного акта.
Все действия на этой стадии носят подготовительный
характер и не порождают правовых последствий.
Официальное закрепление государственной
воли в нормах права – вторая стадия, которая
превращает проект нормативного акта
в правовой акт, имеющий общеобязательный
характер.
Внутри этих
стадий осуществляются различные процедурные
операции формирования нормативных
актов в зависимости от их юридической
значимости в правотворческой иерархии.
Система органов государственной власти
и управления, составляющих ее сердцевину,
образует юридическую субординацию издаваемых
актов, основанную на всеобщности и дифференцированное™
их властных полномочий. Такая специализация
предопределила и нынешний субъектный
состав правотворческого механизма в
Российском государстве, начиная с высших
представительных органов власти и управления
Федерации и входящих в нее республик,
вплоть до низших его звеньев.
Правотворческий
процесс основывается на определенных
принципах, к числу которых можно
отнести следующие: демократизм
и гласность правотворчества; профессионализм;
законность; научный характер; связь
с правоприменительной практикой.
1. Демократизм
и гласность правотворчества. Суть
принципа заключается в процедуре разработки
и принятия нормативного акта пра-вотворческим
органом. Большая роль при этом отводится
привлечению граждан, трудовых коллективов
к правотворческой деятельности, гласности
се осуществления, что выступает своеобразной
гарантией от келейности и бюрократизма
в реализации такой важнейшей государственной
функции. Распространена практика всенародного
обсуждения законопроектов при помощи
средств массовой информации: печати,
радио, телевидения. Поступившие при обсуждении
проекта замечания и предложения анализируются
правотворческим органом, после чего в
подготавливаемый акт вносятся соответствующие
изменения. Но высшим проявлением демократизма
правотворчества является референдум.
2. Профессионализм
правотворчества. Этот принцип прямо и
непосредственно связан с качеством правотворчества,
эффективностью механизма принятия государственных
решений. К такого рода деятельности должны
привлекаться компетентные специалисты
(юристы, социологи, политологи), которые
обладают профессиональными знаниями
и опытом в моделировании законопроектов.
Между тем нередко депутаты, не являясь
специалистами в области юриспруденции,
самостоятельно «творят» законы, тогда
как они должны работать уже с законопроектами,
подготовленными высококвалифицированными
юристами. Правотворческий дилетантизм
приводит к некорректному обращению с
законодательством и оборачивается неуважением
к самому законодателю.
Работа по совершенствованию
правотворческого процесса должна осуществляться
постоянно и по нескольким направлениям.
Во-первых, необходимо
долгосрочное и краткосрочное планирование
законоподготовительных работ; во-вторых,
нужны единые правила разработки
и оформления проектов законов и
подзаконных актов в виде специального
закона; в-третьих, требуется независимая
научная экспертиза вносимых на рассмотрение
парламента законопроектов. Ее мог бы
проводить научно-консультационный совет
по законодательству при высшем органе
законодательной власти; в-четвертых,
необходимо провести юридический всеобуч
парламентариев правилам законодательной
работы.
3. Законность
правотворчества. В основу этого
принципа положено правило, согласно
которому вся правотворческая
работа по подготовке, принятию
и опубликованию нормативно-правовых
актов должна осуществляться в рамках
закона, и прежде всего Конституции РФ.
При этом необходимо четкое соблюдение
регламентационных процедур обсуждения,
порядка опубликования нормативно-правовых
актов. Законность правотворчества также
предполагает строгое исполнение правил
юридической техники, и в первую очередь
субординацию правовых актов. Кроме того,
содержание правовых актов не должно быть
«антиправовым», а призвано отвечать идеалам
правового государства, началам демократизма
и гуманизма, общепризнанным нормам международного
права.
4. Научный характер
правотворчества и его связь
с правоприме-нительной практикой.
Главные требования этого принципа
сводятся к тому, что законопроект
готовится не просто сам по
себе, произвольно, а при тщательном
анализе социально-экономической ситуации
в стране, политической обстановки, потребностей
правового регулирования тех или иных
сторон общественной жизни, целесообразности
подобного регламентирования и т.д.
Для выявления
этих параметров используются различные
социально-правовые эксперименты, социологические
опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом
указанных факторов принятые правовые
предписания будут обоснованными и эффективными.
Существенное
влияние на научный характер правотворчества
оказывает планирование законодательных
работ.
Вместе с тем
без связи с правоприменителем
законодательный орган не будет
знать результата своего труда, не сможет
судить об эффективности принятых правовых
решений, корректировать свою работу.
Правоприменительная практика, как
лакмусовая бумага, выявляет все недостатки
и просчеты законодателя, раскрывает правотворчес-кие
потребности.
Таким образом,
правотворчество представляет собой
особую форму государственной деятельности
по созданию, изменению и отмене
правовых норм, основанную на познании
объективных социальных потребностей
и интересов общества.
- Правовая
культура: понятие, структура,
уровень.
Правовое сознание
дает представление о духовных ценностях
индивида и общества. Но только с
субъективной стороны, с той, которая
выражается в чувствах, представлениях,
идеях, а не в материализованном виде.
Поэтому более глубоким и плодотворным
в уяснении механизма правового воздействия
на общественные отношения является освоение
такой категории, как правовая культура.
Само понятие
правовой культуры многопланово. Правовая
культура предполагает:
определенный
уровень правового мышления и
чувственного восприятия правовой действительности;
надлежащую степень знания населением
законов;
высокий уровень уважения норм права,
их авторитета;
качественное состояние процессов правотворчества
и реализации права;
специфические способы правовой деятельности
(работа правоохранительных органов, конституционный
контроль и т.д.);
результаты правовой деятельности в виде
духовных и материализованных благ, созданных
людьми (законы, системы законодательства,
судебная практика и т.д.).
Каждый из названных срезов правовой культуры
может рассматриваться на личностном
уровне, когда акценты смещаются в сторону
личностных свойств и качеств, и на уровне
универсальных обобщений, когда обращается
внимание на функционирование социального
организма в его целостности. И в том, и
в другом случае принимается во внимание
творческое начало, обеспечивающее движение
по пути прогресса и цивилизации. Такое
понимание отвечает широкому взгляду
на культуру как на категорию, охватывающую
все ценности, созданные человечеством
в процессе его духовной и практической
деятельности.
Основополагающей культурной ценностью
является само право. Правы те ученые,
которые уподобляют «изобретение» законов
появлению, например, колеса. Закон как
инструмент организации общественных
отношений – пока непревзойденное и всеобъемлющее
средство социального регулирования и
контроля. Открытие права, конструирование
правовых законов является важнейшим
завоеванием цивилизации. Рано или поздно,
но в идеале зрелая культура неизбежно
порождает право. Право как дитя культуры
проявляет заботу о своей матери, упрочивая
и приумножая культурные завоевания.
В качестве примера ценностных завоеваний
культуры в средствах (способах) и формах
правовой деятельности можно указать
на законность
и правосудие. Без них трудно было бы ожидать
надлежащего правопорядка.
Об уровне правовой культуры красноречиво
свидетельствуют такие процессы, как парламентские
процедуры по принятию законов и отправление
правосудия по уголовным и гражданским
делам.
Если отвлечься от многообразных проявлений
правовой культуры, не давать их перечень,
но попытаться классифицировать, то можно
выделить четыре разновидности: правовые
идеи, правовые нормы и институты, правовые
поступки, правовые учреждения. Составные
каждой из названных разновидностей могут
быть классифицированы по своим основаниям.
Но так или иначе все членения будут укладываться
в четыре состояния культуры: идеолого-психическое;
нормативное, фиксируемое совокупностью
норм права; поведенческое, указывающее
на характер правовых действий; объективированное,
закрепляющее результаты правовой деятельности.
Правовая культура, равно как и любая другая
разновидность культуры, подвержена оценкам.
Поэтому представляется возможным говорить
о высокой правовой культуре, низкой правовой
культуре и культуре среднего уровня.
Разумеется, оценки эти относительны.
Для одного общества на определенном этапе
развития по отношению к каким-либо правовым
явлениям будут употребляться одни определения,
а по отношению к другому обществу или
другому времени оценки одного и того
же института или учреждения или поступка
– другие. Разные люди, разные общности
людей, политические партии, лица, находящиеся
у власти, и оппозиционеры могут по-разному
оценивать культурные достижения в государственно-правовой
сфере. Иными словами, как с субъективной,
так и с объективной стороны существуют
серьезные препятствия в достижении единства
интерпретации правовых явлений в качестве
культурных завоеваний. Тем не менее эти
препятствия преодолимы. История выработала
уже некоторые общецивилизационные критерии
в определении уровня культуры, и на той
основе создается возможность для определения
основных направлений повышения правовой
культуры. К их числу следует отнести:
формирование чувств права и законности;
освоение достижений логико-правового
мышления;
совершенствование законодательства;
повышение уровня законопроектных работ;
увеличение объема и качественное совершенствование
право-послушного поведения;
совершенствование юрисдикционной
или иной правоприменительной деятельности;
разделение полномочий законодательных,
исполнительных и судебных учреждений;
изучение памятников права и правоприменительной
практики как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает,
с одной стороны, работу с гражданами,
а с другой – надлежащее кадровое обеспечение
юридических учреждений, законодательных,
исполнительных и правоохранительных
органов.
Было бы утопичным желание сделать каждого
гражданина юристом. Но преодолеть юридическую
безграмотность и правовой нигилизм –
это одно из условий развития правовой
культуры. Отсюда вытекает задачи для
тех, кто по роду своей деятельности заинтересован
в юридических знаниях или по занимаемой
должности обязан иметь необходимый их
минимум. Эти задачи следующие:
обеспечить надлежащую ориентацию в основных
началах и принципах государственно-правовой
жизни;
создать базу для значительного расширения
объема и повышения уровня правового поведения
адресатов права;
обеспечить грамотную и эффективную борьбу
носителей права и обязанностей за свои
законные интересы;
осуществлять работу по профилактике
правонарушений в аспекте реального действия
принципа «незнание закона не освобождает
от ответственности»;
активизировать правомерное поведение.
Поддержание и повышение правовой культуры
требуют постоянных усилий на пропагандистском,
просвещенческом и образовательном
уровнях. Формы такой работы известны:
лекции среди населения, пропаганда и
просвещение средствами массовой информации;
лектории правовых знаний; специальные
циклы лекций на предприятиях, в организациях
и учреждениях в системе политики – правовой
учебы; преподавание в общеобразовательных
учебных заведениях, в техникумах и вузах;
юридическое образование; занятия в системе
повышения квалификации.
Особые требования в части повышения правовой
культуры предъявляются к должностным
лицам. Это и понятно: они активно участвуют
в правотворческой деятельности, призваны
к строгому исполнению законов, обеспечивают
действие права, формируют и осуществляют
правовую политику. Правовой нигилизм
представителей власти, злоупотребление
правом, обход закона, пренебрежение правами
граждан пагубно сказывается на уровне
культуры в целом, включая и политическую,
и нравственную.
Формирование подлинно государственного
правосознания должностных лиц связано
с преодолением узковедомственных, национальных
и региональных интересов. В центр политики
ставится гражданин как духовно свободная,
творческая личность, которая нуждается
в помощи и защите со стороны государства.
Однако в фокусе правовой деятельности
должностных лиц остаются вместе с тем
общегосударственные интересы вопреки
интересам индивидуальным, групповым,
классовым, партийным, если они стремятся
к собственной выгоде, игнорируя при этом
право и правопорядок.
- Общая
характеристика юридической
науки.
Достижения
современного человечества, общества
стали возможными благодаря способности
людей правильно понимать суть естественных
и социальных явлений и процессов. Накопленная
человечеством гигантская сумма знаний
о природе, обществе "и познавательной
деятельности представляет собой науку.
Система
научного знания обычно подразделяется
на три большие группы: философию, естественные
науки и общественные науки. Философия
изучает наиболее общие закономерности,
присущие миру в целом, рассматривает
проблему соотношения материи и сознания,
разрабатывает пути и способы познания
человеком окружающего его мира. Естественные
науки – физика, химия, биология, геология,
астрономия и другие – изучают природу.
Человеческое общество, история его становления,
развития исследуются общественными науками.
Как
сложное образование, общество
изучается многими науками. Имеется
целый ряд конкретных общественных наук,
предметом которых выступает какая-либо
самостоятельная часть, сторона общественного
бытия. Так, экономические науки исследуют
закономерности развития экономического
строя общества. Педагогика раскрывает
пути и способы воспитания и развития
личности, исследует процессы образования
и просвещения. Отдельные формы общественного
сознания (нравственность, искусство и
др.) изучаются такими науками, как этика,
литературоведение, эстетика.
К числу
общественных наук относится и юридическая
наука (правоведение) – совокупность знаний
о процессах и закономерностях права,
правового сознания, юридических отношений^
Правоведение
изучает процесс возникновения
права как социального явления
и ищет ответы на нелегкие, за
давностью лет, вопросы о том, когда данное
явление возникло, какие причины вызвали
его появление, какие стадии прошло право
в своем многовековом развитии и почему,
под влиянием каких социальных процессов
происходило его развитие. Ученые-юристы
боль-
шое внимание
уделяют полному и всестороннему
анализу современного состояния
права в странах с различным
общественно-политическим строем, стремятся
предсказать пути дальнейшего
совершенствования, развития государственно-правовых
явлений.
Следует,
однако, заметить, что не любая совокупность
сведений о праве является научной. Каждый
взрослый человек, независимо от его образования
и профессии, знает конкретные юридические
нормы, которыми регулируются его деятельность,
отношения с другими гражданам^, юридическими
лицами, государственными органами. Но
знания такого рода носят неполный, отрывочный,
схематический характер и относятся к
сфере обыденного, житейского сознания.