Понятие права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчеогво. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право-творческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчест-во – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей.

Содержание

1.Понятие правотворчества и его принципы.
2.Правовая культура: понятие, структура, уровень.
3.Общая характеристика юридической науки.

Работа содержит 1 файл

Теория гос и права 1 сем..doc

— 86.00 Кб (Скачать)
ИНСТИТУТ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Дисциплина  «Теория государства и права» (1 из 2)
Экзаменационный билет № 01
  1. Понятие правотворчества и его принципы.
  1. Правовая культура: понятие, структура, уровень.
  1. Общая характеристика юридической науки.
 

 
 
    1. Понятие правотворчества  и его принципы.
 

Одно из важнейших  направлений государственной деятельности – правотворчеогво. В его понимании  сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно  сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право-творческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). 

Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчест-во – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая – включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.); вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта. 

Обе эти части  неразрывно связаны между собой  и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и  опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права – вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. 

Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные  операции формирования нормативных  актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Система органов государственной власти и управления, составляющих ее сердцевину, образует юридическую субординацию издаваемых актов, основанную на всеобщности и дифференцированное™ их властных полномочий. Такая специализация предопределила и нынешний субъектный состав правотворческого механизма в Российском государстве, начиная с высших представительных органов власти и управления Федерации и входящих в нее республик, вплоть до низших его звеньев. 

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно  отнести следующие: демократизм  и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь  с правоприменительной практикой. 

1. Демократизм  и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта пра-вотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности се осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. 

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю. 

Работа по совершенствованию  правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям. 

Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и  подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 

3. Законность  правотворчества. В основу этого  принципа положено правило, согласно  которому вся правотворческая  работа по подготовке, принятию  и опубликованию нормативно-правовых  актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 

4. Научный характер  правотворчества и его связь  с правоприме-нительной практикой.  Главные требования этого принципа  сводятся к тому, что законопроект  готовится не просто сам по  себе, произвольно, а при тщательном  анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. 

Для выявления  этих параметров используются различные  социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными. 

Существенное  влияние на научный характер правотворчества  оказывает планирование законодательных  работ. 

Вместе с тем  без связи с правоприменителем  законодательный орган не будет  знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как  лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворчес-кие потребности. 

Таким образом, правотворчество представляет собой  особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. 
 

    1. Правовая  культура: понятие, структура, уровень.
 
 

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях  индивида и общества. Но только с  субъективной стороны, с той, которая  выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура. 

Само понятие  правовой культуры  многопланово. Правовая культура предполагает: 

определенный  уровень правового мышления и  чувственного восприятия правовой действительности;                                                                                                                                             надлежащую степень знания населением законов;                                                                                         высокий уровень уважения норм права, их авторитета;                                                                 качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;                            специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);                                                                                                                         результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).                                                                            Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизации. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру как на категорию, охватывающую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.                                                                      Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые уподобляют «изобретение» законов появлению, например, колеса. Закон как инструмент организации общественных отношений – пока непревзойденное и всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. Право как дитя культуры проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания.                                                                                                                                         В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность           и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.                                                                                                                                                   Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправление правосудия по уголовным и гражданским делам.                                                                                                                                                                               Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности.                    Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка – другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы.  История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на той основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:                                                                           формирование чувств права и законности;                                                                                                                        освоение достижений логико-правового мышления;                                                                                                    совершенствование законодательства;                                                                                                                 повышение уровня законопроектных работ;                                                                                                                     увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;                          совершенствование юрисдикционной  или иной правоприменительной деятельности;                               разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;                  изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.                                                                                                                                                                                                  Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой – надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.                                                                                    Было бы утопичным желание сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекает задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:                                                                                                                                                                                        обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;                                                                                                                                                                                         создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права;                                                                                                                                                                    обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы;                                                                                                                                                                                        осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»;                                                                               активизировать правомерное поведение.                                                                                                                       Поддержание и повышение правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом  и образовательном уровнях. Формы такой работы известны: лекции среди населения, пропаганда и просвещение средствами массовой информации; лектории правовых знаний; специальные циклы лекций на предприятиях, в организациях и учреждениях в системе политики – правовой учебы; преподавание в общеобразовательных учебных заведениях, в техникумах и вузах; юридическое образование; занятия в системе повышения квалификации.                       Особые требования в части повышения правовой культуры предъявляются к должностным лицам. Это и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказывается на уровне культуры в целом, включая и политическую, и нравственную.                                                                                                                                 Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок. 
 

    1. Общая характеристика юридической  науки.
 
 

       Достижения  современного человечества, общества  стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе "и познавательной деятельности представляет собой науку.

       Система  научного знания обычно подразделяется на три большие группы: философию, естественные науки и общественные науки. Философия изучает наиболее общие закономерности, присущие миру в целом, рассматривает проблему соотношения материи и сознания, разрабатывает пути и способы познания человеком окружающего его мира. Естественные науки – физика, химия, биология, геология, астрономия и другие – изучают природу. Человеческое общество, история его становления, развития исследуются общественными науками.

       Как  сложное образование, общество  изучается многими науками. Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. Так, экономические науки исследуют закономерности развития экономического строя общества. Педагогика раскрывает пути и способы воспитания и развития личности, исследует процессы образования и просвещения. Отдельные формы общественного сознания (нравственность, искусство и др.) изучаются такими науками, как этика, литературоведение, эстетика.

       К числу  общественных наук относится и юридическая наука (правоведение) – совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений^

       Правоведение  изучает процесс возникновения  права как социального явления  и ищет ответы на нелегкие, за давностью лет, вопросы о том, когда данное явление возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии прошло право в своем многовековом развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Ученые-юристы боль-

      7

     

      шое внимание  уделяют полному и всестороннему  анализу современного состояния  права в странах с различным  общественно-политическим строем, стремятся  предсказать пути дальнейшего  совершенствования, развития государственно-правовых  явлений.

      Следует, однако, заметить, что не любая совокупность сведений о праве является научной. Каждый взрослый человек, независимо от его образования и профессии, знает конкретные юридические нормы, которыми регулируются его деятельность, отношения с другими гражданам^, юридическими лицами, государственными органами. Но знания такого рода носят неполный, отрывочный, схематический характер и относятся к сфере обыденного, житейского сознания.

Информация о работе Понятие права