Понятие права, правого статуса личности. Классификация прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 08:29, реферат

Описание работы

Данную тему для этого реферата я выбрал руководствуясь проблемой прав и свобод граждан В ст.1 ч.1 Конституции РФ зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, на самом деле, по моему мнению, это не так. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но я уверена, что наступит такой момент, когда уровень жизни подниматься до такой степени, когда Россию можно будет по праву назвать демократическим правовым государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте.

Работа содержит 1 файл

реферат ТГП2.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

Понятие права, правого  статуса личности. Классификация  прав человека.

Введение 

Данную тему для  этого реферата я выбрал руководствуясь проблемой прав и свобод граждан  В ст.1 ч.1 Конституции РФ зафиксировано, что Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления, на самом деле, по моему мнению, это  не так. Наша страна находится сейчас на переходном этапе, этот факт отмечают и многие профессиональные юристы, но я уверена, что наступит такой  момент, когда уровень жизни подниматься  до такой степени, когда Россию можно  будет по праву назвать демократическим  правовым государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте.

При рассмотрении вопроса  о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при  наличии настоящего демократического правового государства. Это и  является главной причиной переплетения этих двух важных проблем.

Возвращаясь к проблеме демократии, важно отметить, что  сам термин "демократия" произошел  от слияния двух слов - "демос" - народ и "кратос" - власть. И  изначально означал, власть в государстве  должна осуществляться народом, путем  голосования и референдума. Наделение  же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано. А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и  свобод граждан и людей, проживающих  на территории Российской Федерации. И  если учитывать, что вопрос, проблема прав и свобод возникла наравне с  возникновением проблемы демократии, как одного из видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает не одно столетие. Это  доказывается тем, что если первым демократическим  государством явилась Афинская республика, возникшая в V в. до н.э.(Пугачев В.П., Соловьев А.И. "Введение в политологию" М., Аспект Пресс, 1996 г., стр.209), то нетрудно посчитать сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и  еще неизвестно сколько уйдет.

При выборе данной темы для реферата моим пожеланием было, чтобы развитие России было быстрым  и прогрессирующим, а уровень  правовой культуры был настолько  высок, что все решения, принимаемые  компетентными органами были основаны на законе и гуманном отношении к  людям, тоже относится и к последним. И хотя это звучит фантастично, но уже сама попытка была бы уже большим  плюсом

Понятие права, правого  статуса личности

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное  содержание правового положения  человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права  и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения  человека в обществе имеет государственное  право, прежде всего Конституция, устанавливающая  основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового  положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ.

Однако, этими элементами не исчерпывается правовое положение  человека. Многие другие права и  обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция  прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или  умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения  человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции  РФ.

Конституция предусматривает  возможность ограничения прав и  свобод человека и гражданина в государственных  и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и  безопасности государства.

Права человека –  это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода  вероисповедания, свобода мысли  и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно  считать равными. В литературе и  законодательстве используются также  категории "права гражданина", "права личности".

Права человека имеют  естественную природу и неотъемлемы  от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными  рамками, существуют независимо от закрепления  в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового  регулирования и защиты. Они характеризуют  человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в  то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его  нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных  актах конкретного государства  они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных  правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах  и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного  сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному  индивиду в конкретной ситуации. Объем  их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического  статуса человека, условий его  работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без  гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности  человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право  и отвечать за свои действия.

В настоящее время  в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права  гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном  и том же значении. Использование  отдельных категорий обусловлено  чаще всего логическими и стилистическими  правилами или необходимостью выделения  того или иного аспекта проблемы прав человека.

Время происхождения  различных прав человека и прав народа

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем  исторического, социального и культурного  развития человечества, прошедшая через  тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской  мысли. Права человека - сложное многомерное  явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь  политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское  звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних  полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом  на пути движения к прогрессу и  свободе. Неравномерность распределения  прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и  полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного  развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И  происходило это не стихийно, а  в результате борьбы классов и  сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых  битв, которые велись за обладание  правами, расширение прав, фиксировавших  положение человека в обществе.

Данный аспект культурного  прогресса можно проследить на возрастании  гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-исторического  развития общества. Античный раб свободнее  первобытного дикаря, средневековый  крепостной свободнее античного  раба, а наемный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных  начал, исторический прогресс - явление, само по себе, пробивающее дорогу через  все случайности и хаотические  нагромождения социального развития.

Петиция о праве 1628 г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала  определенные обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных  от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения  прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 г., который ввел понятие “надлежащей  процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

Актом, закрепившим  компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г. Билль  отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и  сборы в пользу короны, содержать  постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Указанные нормативные  акты - свидетельство первооткрывательства Англии в области прав человека и  в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 г. учредил  верховенство парламента в сфере  законодательства, принцип несменяемости  судей, запрет королевским министрам  быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с  интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного  сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии  просвещения, учениях древнегреческих  философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль  о правах, Хабеас корпус акт, которые  были созданы в период становления  буржуазного строя в Англии.

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в  Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: “Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными  и наделены Творцом определенными  неотчуждаемыми правами, что к ним  относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения  этих прав среди людей учреждаются  государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых”.

Конституция 1787 г. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 г., были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

Важнейшим шагом  в развитии прав человека явились  буржуазно-демократические революции XVII-XVIII веков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности  прав человека.

Различные подходы  к взаимодействию права и государства

Естественно-правовая теория

Цель естественно-правовой теории - ограничить притязания государства  по своему усмотрению определять объем  прав и свобод человека, не считаясь с необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором  прав, которые объективно присущи  ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, независимыми от воли государства. Государство не может не признать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права  принадлежат человеку от рождения, “защищенность” им придает юридическая  форма, т.е. форма закона. Поэтому  эти права не могут быть противопоставлены  государству, которое должно брать  на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Особое значение имеет  запись этих прав в Конституции.

Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки происхождения  прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, идея ее направлена на ограничение  правами человека тоталитарных притязаний государства.

Позитивистская концепция

Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в  идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении прав человека, нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении  взаимоотношений личности и государства, в выдвижении приоритета прав человека по отношению к государственной  власти. Ей противостоял и в значительной мере продолжает противостоять позитивистский подход к природе прав человека и  взаимоотношениям государства и  личности. Согласно этому подходу  права человека, их объем и содержание определяются государством, которое  “дарует” их человеку, осуществляя  по отношению к нему патерналистские  функции.

Информация о работе Понятие права, правого статуса личности. Классификация прав человека