Понятие прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является права и свободы личности, как реальных возможностей человека системе общественных отношений.

В соответствии с разработанной программой были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение понятия и значения права и свободы личности;

- изучение элементов права и свободы личности;

- изучение видов прав и свобод личности;

- изучение особенностей права и свободы личности.

Содержание

Введение.
1. Понятие прав человека
1.1. Понятие и содержание прав человека.
1.2. Связь понятия права человека с основными категориями права.
1.3. Право и правовой статус личности.
1.4. Связь понятий свободы личности и права
2. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод
2.1. Гарантии конституционных прав и свобод.
2.2. Функции правоохранительных органов.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

работа по защите прав человека.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      2.1. Гарантии конституционных прав и свобод.

 

     Гарантия (от франц. garantie) – ручательство, обеспечение[9]. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет.

     В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются?

     Провозгласив  приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация  приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).

     Соблюдение  официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации).

     Виды  гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

     - экономические гарантии;

     - политические гарантии;

     - юридические гарантии;

     - идеологические гарантии.

     Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения  и частные лица обеспечивают предоставленные  гражданам права и свободы. Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан.

     Политической  гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствуя своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод).

     Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится  судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

     Идеологические  гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников.

     Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.

     В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает  институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это  законодательные акты (иначе –  законодательная база), принимаемые  в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

     Защита  прав и свобод человека - ключевая обязанность  государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию.

     Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

     Реализуется это право и наличием возможности  у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

     Следующий механизм, гарантирующий конституционные  права – институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.).

     Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового  положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.

     2.2. Функции правоохранительных органов.

 

     Правоохранительная  деятельность - вид государственной  деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

     Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

     - Конституционный контроль,

     - Осуществление правосудия,

     - Прокурорский надзор,

     - Расследование правонарушений,

     - Обеспечение безопасности,

     - Исполнение судебных решений,

     - Оперативно-розыскная деятельность,

     - Охрана общественного порядка,

     - Оказание юридической помощи,

     - Профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений.

     Виды  правоохранительных органов:

     - Органы судебной власти,

     - Органы выявления и расследования  преступлений,

     - Органы юридической помощи,

     - Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

     Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.

     В целом, в России к правоохранительным органам относят:

     Cуды  общей юрисдикции,

     Арбитражные суды,

     Конституционный суд России,

     Прокуратура России,

     Следственный  комитет при Прокуратуре России,

     Министерство  внутренних дел,

     Следственный  комитет МВД России,

     Криминальная  милиция,

     Милиция общественной безопасности,

     Департамент уголовного розыска,

     Департамент обеспечения безопасности дорожного  движения МВД России,

     Департамент охраны общественного порядка,

     Департамент по борьбе с организованной преступностью,

     Департамент экономической безопасности,

     Федеральная служба безопасности,

     Служба  внешней разведки,

     Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

     Федеральная таможенная служба,

     Федеральная налоговая служба,

     Федеральная миграционная служба,

     Нотариат.

     В законодательстве нет специально сформулированного  понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера3.

     Правоохранительные  органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

     Таким образом, правоохранительные органы —  это государственные органы (а  в ряде случаев и негосударственные  структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в  целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

     Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными  полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).

     К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что  они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд — самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия — часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие — это подсистема в системе уголовного судопроизводства.

     Подытоживая сказанное, можно сделать вывод  о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям  и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

     В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).

     Строго  говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия - это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности.

     Таким образом, к правоохранительным органам  следует отнести: органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции РФ4.

Информация о работе Понятие прав человека