- ПОНЯТИЕ
ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ: СОБЕННОСТИ,
ХАРАКТЕРИСТИКА
- Нормативное
регулирование подготовки
государственных
служащих
Государственный
служащий – это профессия,
которая требует от специалиста
постоянного творческого подхода
к выполняемым функциям, поэтому
от профессионала, собирающегося
служить государству, требует
постоянного повышения теоретического
уровня знаний на протяжении
всей служебной деятельности, независимо
от занимаемой государственной
должности. Таким образом, профессиональная
подготовка государственных служащих
предполагает целую систему знаний.
Во многом эффективность государственного
регулирования экономики, политики
и т.д. объясняется высочайшим
профессионализмом, гибкостью и
ответственностью государственных
служащих, которые обеспечиваются,
прежде всего, отработанным механизмом
их подготовки. Именно по этим
причинам подготовка, переподготовка
и повышение квалификации занимают
в системе государственной службы
такое существенное положение.
По этой причине Федеральным
законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
на государственных служащих
возложена обязанность, поддерживать
уровень квалификации, достаточный
для исполнения своих должностных
полномочий, а также им гарантируются
переподготовка и повышение квалификации
с сохранением денежного содержания
на период обучения1.
Федеральным
законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.
«О государственной гражданской
службе Российской Федерации»
закреплен принцип профессионализма
и компетентности в качестве
единого фундаментального принципа
организации и функционирования
государственной службы. Под профессионализмом
имеются в виду глубокие и
всесторонние знания и владение
практическими навыками в соответствующей
области государственно-служебной
деятельности2.
Под компетентностью
понимаются показатели, характеризующие
профессиональные знания, осведомленность
и способности государственного
служащего к эффективной их
реализации в своей служебной
деятельности3. Таким образом, государственный
служащий должен был разносторонне развитым,
компетентным во многих отраслях знаний
и жизнедеятельности человека. Этот профессионализм
и компетентность должны закладываться
госслужащему во время подготовки специалиста,
представляющей целую систему организацией
и учреждений, а также закладки профессиональных
и этических ценностей.
В настоящее
время организационно-правовые формы
профессиональной подготовки специалистов
госслужбы регулируются указами
Президента РФ и постановлениями
Правительства Р. Главными из
этих норм можно выделить следующие.
- Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской
службе Российской Федерации» (ст.
61—63);
- Указ Президента
РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 «О
государственном заказе на переподготовку
и повышение квалификации государственных
служащих»;
- Указ Президента
РФ «О дополнительных мерах
по подготовке государственных
служащих» от 3 сентября 1997 г. №
983;
- Положение
о повышении квалификации и
переподготовке федеральных государственных
служащих, увольняемых из аппарата
органов государственной власти
Российской Федерации в связи
с ликвидацией или реорганизацией
этих органов, сокращением штата,
утвержденное Указом Президента
РФ от 23 августа 1994 г. № 1722;
- Постановление
Правительства РФ «Об организации
переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти»
от 13 сентября 1994 г. № 1047;
Положение
о государственном заказе на
переподготовку и повышение квалификации
государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 30 декабря 1994 г. № 1462.
Также есть
другие нормативные акты, регулирующие
подготовку профессиональную госслужащих.
-
Влияние нормативного
регулирования на подготовку
государственных служащих
Согласно
нормативному регулированию характер
и тип профессионального развития
государственных служащих определяются
принципами, заложенными в понятие
подготовки госслужащих, которые
делятся на три основных группы.
Эти группы включают в себя
общегражданские, профессиональные
и внутрикорпоративные принципы,
рассмотрев которые можно понять,
что закладывается в нормативную
регулировку подготовки госслужащих.
Первая группа,
включающая общегражданские принципы,
основана на развитии повышенного
чувства ответственности и гражданского
сознания, в том числе ряда
специфических этических качеств.
Среди этических качеств можно
выделить гражданский долг, верность
интересам государственной службы.
В перестроечное время можно
было наблюдать отход государственных
служащих от следования главным
этическим составляющим, что привело
Россию к разгулу коррупции
и бюрократии. Стоит отметить, что
по итогам исследований в 2000
году Россия заняла лишь 146 место
по количеству выявленных коррумпированных
чиновников. Страна оказалась на
одной ступени с африканскими
государствами и несколькими
другими странами третьего мира.
На настоящий момент Россия
улучшила показатель, сократив количество
некомпетентных государственных
служащих и заняв уже 88 строку
в рейтинге. Это, кстати, частично
обусловило вхождение России
в десятку стран с высоким
уровнем жизни.
Согласно
перечисленным составляющим общегражданских
принципов госслужащие должны
уметь совмещать профессиональную
деятельность с умением руководствоваться
этическими нормами. При подготовке
госслужащих, ввиду прописанных
этой группой норм, в поведение
госслужащих внедряются навыки
мотивирующего воздействия на
окружающих, а также прививается
честность и неподверженность
коррупционным воздействиям. Хотя
в отношении личностных качеств
предугадать честность будущего
госслужащего и его верность
этическим нормам, сложно, практически
невозможно. В европейских странах
для достижения результата стали
принимать в кадровые службы
государственных предприятий психологов,
чтобы они могли с точностью
до 90% предугадать поведение государственного
служащего в двойственной ситуации.
В нашей стране пока такая практика не
распространена, и кадровые службы руководствуются
собственным чутьем и интуицией.
Обратимся
ко второй группе, которая включает
в себя профессиональные принципы.
Согласно следованию прописанных
в этой группе норм, каждый
чиновник должен не только
обладать специальными знаниями
в области права, политологии,
социологии, экономики, социальной
психологии, истории и теории
мирового и отечественного государственного
управления, но и должен уметь
пользоваться этими знаниями. Для
того, чтобы полученные госслужащими
знания не устаревали и постоянно
обновлялись, специалисты должны
непрерывно и постоянно получать
дополнительное профессиональное
образование. Для этого разрабатываются
системные и систематические
программы, обеспечивающие непрерывное
пополнение знаний и навыков
работников государственной службы.
Третья группа,
включающая внутрикорпоративные
принципы, основана на привитие
навыков управленческой работы,
в том числе лидерских качеств.
Для достижения этих целей
с государственными служащими
часто занимаются психологи, способствующие
быстрому получению и усвоению
лидерского отношения. Также внутрикорпоративная
группа включает солидарность, взаимодействие
и взаимную поддержку на государственной
службе, повышение социального статуса
и имиджа государственной службы,
чести и достоинства государственного
служащего. Как видно, внутрикорпоративные
принципы тесно переплетаются
с принципами, заложенными в общегражданской
группе. Следование всем принципам,
прописанным в нормативных актах,
способствует тому, что исходным
результатом подготовки госслужащих
должен стать идеально функционирующий
государственный аппарат. Кроме
того, подготовка госслужащих, в
соответствии с Федеральным законом
№ 79-ФЗ, должна содержать следующие
элементы: профессиональную подготовку
кадров для государственной службы;
профессиональную переподготовка
государственных служащих; повышение
квалификации государственных служащих;
стажировку государственных служащих4.
- Подготовка
профессиональных государственных
служащих
Под профессиональной
подготовкой кадров для гражданской
службы имеется в виду процесс
обучения гражданина профессиональным
знаниям, умениям и навыкам,
необходимым для надлежащего
исполнения им должностных функций
и полномочий по замещаемой
должности государственной службы5.
Под профессиональными
знаниями на государственной
службе понимается целостная
и систематизированная совокупность
знаний в области государства
и права, науки управления, политологии,
экономики, социологии, психологии
о теории и практике реализации
полномочий органов государственной
власти6.
По мнению
экспертов, для того, чтобы государственные
служащие четко осознавали, поставленные
перед ними задачи, необходимо, чтобы
наряду с теоретическими знаниями,
они получали исчерпывающую информацию
о задачах, функциях, правах и
обязанностях, способах и средствах
достижения высоких результатов,
которых ждут от государственных
служащих. Именно такая совокупность
теоретических знаний и четкое
осознание поставленных задач
сделают государственного служащего
высокопрофессиональным специалистом,
владеющим профессиональными знаниями,
всегда готовым к решению служебных
задач. Профессиональные задачи
государственных служащих включают
в себя следующие направления.
Во-первых, включают реализацию основных
направлений государственной административной
политики и решение задач социальной
политики. Во-вторых, включают правовое
регулирование социальных и экономических
процессов в отраслях и сферах
государственной деятельности на
основе законодательства об управлении,
разграничении компетенции и
функций государственных органов.
В-третьих, включают анализ реальных
ситуаций, складывающихся в государственных
органах, поиск путей согласования
различных интересов, определение
причин и упреждение социальных
конфликтов. В-четвертых, включают
организацию выполнения решений
федеральных государственных органов,
налаживание учета и проверки
исполнения этих решений, обеспечение
контроля над ходом их выполнения.
В-пятых, включают выработку стратегической
программы по исполнению должностных
обязанностей согласно должностному регламенту7.
Реализация
задач, поставленных перед государственными
чиновниками, предполагает четкое
следование теоретическим знаниям
с конечным результатом, воплощенным
в решении служебных задач.
Под умениями на государственной
службе понимаются профессиональные
знания государственного служащего,
воплощенные в решение конкретных
служебных задач в соответствии
с замещаемой должностью. Так,
государственный служащий обязан
уметь быстро и продуктивно
вникать в ситуацию, которая требует
немедленного разрешения проблемы.
Под навыками
на государственной службе понимаются
умения государственного служащего,
осуществляемые им автоматически
в режиме реального служебного
времени8. Навыки, естественно, появляются
только в том случае, если государственный
служащий трудится по приобретенной им
специальности. Навыки – это знания, которые
позволяют экономить служебное время,
сводить до минимума ошибки и просчеты.
Из этого можно сделать вывод: профессиональные
знания, умения и навыки - показатели профессионализма
государственного служащего, определяющие
профессиональную пригодность и компетентность
государственного служащего.
В соответствии
с установленными указами Президента
Российской Федерации, постановлением
Правительства Российской Федерации
и законодательными актами субъектов
Российской Федерации Профессиональная,
качественная, подготовка для государственной
службы осуществляется на основании
договора на обучение. Заключение
договора на обучение между
государственным органом и гражданином
с обязательством последующего
прохождения гражданской службы
после окончания обучения в
течение определенного срока
осуществляется на конкурсной
основе. Порядок, предусмотренный
в договоре, также прописан в
нормативных актах. В рамках
указанного договора, а также
по согласованию образовательного
учреждения профессионального образования
с государственным органом в этом государственном
органе осуществляются практика и стажировка
обучающихся9.
- ОСОБЕННОСТИ
ПОДГОТОВКИ ГОССЛУЖАЩИХ
В РФ
- Общая
характеристика профессиональной
подготовки госслужащих
в РФ