Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа
Первоначальная схема соотношения «Закон – законность» рассматривала закон как «Нормативную основу», «Нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович.
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней. Во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу. В-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект. В-четвертых, сугубо нормативный взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму. В-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.
Формой непосредственного участия граждан в управлении служат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное значение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. законодательно урегулировано право на объединение граждан во всех сферах общественного бытия за исключением религиозных и коммерческих форм. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования – также одного из важных политических прав. К числу политических относится право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Задачи прокурорского
надзора за исполнением избирательного
законодательства определены в указаниях
Генерального прокурора РФ «Об организации
прокурорского надзора за соблюдением
законодательства о выборах депутатов
Государственной Думы» от 29 августа
1995 г. № 43/7 и «Об организации
В период избирательных кампаний прокурорам предписано создавать рабочие группы для руководства деятельностью подчиненных прокуратур и осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами. Цель надзора – обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки, проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем, чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным причинам.
В области защиты избирательных прав граждан задачи прокурорского надзора должны быть сосредоточены на двух направлениях: надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых избирательными комиссиями, и надзор за законностью в деятельности избирательных комиссий.
Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражданам свободу общественных объединений по признаку общности интересов для решения целей, указанных в их Уставах.
Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороны политических партий, общественных движений, выразившихся, в частности, пропаганде через средства массовой информации запрещенных законом идей, служит безусловным поводом для прокурорского вмешательства. Прокуроры должны принять исчерпывающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращении деятельности политических партий, общественных движений перед органом государственного контроль над деятельностью средств массовой информации, а также об аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронных средств за нарушение Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
Свобода собраний,
митингов, уличных шествий
Нормативной основой
реализации этого политического
права граждан служит Указ Президента
Российской Федерации от 25 мая 1992 г.
«О порядке организации и
Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобы гражданами и органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядок их организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях, противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительных ограничений при осуществлении политического волеизъявления.
Прокурорская практика
изобилует примерами
Социально-экономические права человека и гражданина касаются важнейших сторон жизни общества и индивида.
Провозглашенную в статье 7 Конституции Российской Федерации политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать как перспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целях недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от провозглашенных Конституцией принципов.
Защита социально-
Группу конституционных прав и свобод образуют право свободно избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции); право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороны государства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе для предпринимательских целей (статья 30); поощрение со стороны государства свободной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (статья 34).
Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров на охрану законных интересов, прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие, как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых и инвалидов,
Подобные нарушения законодательства носят устойчивый и распространенный характер; их выявлению и устранению прокуроры уделяют серьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90-х годов – это вопрос о невыплате заработной платы.
В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля 1996 г. №14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдением платежной дисциплины» определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Как свидетельствует надзорная практика, наибольший эффект приносят в данном случае использование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также обращение в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья 41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий – обращение прокуроров в суды с заявлениями на взыскание начисленной, но невыплаченной работникам заработной платы.
Предмет надзора за соблюдением экономических прав и свобод граждан образует также исполнение законодательных установлений о правомерном ограничении прав на занятие отдельными видами деятельности в соответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности – одна из гарантий предотвращения вреда жизни, здоровью граждан из-за отсутствия специального образования, надлежащей профессиональной подготовки физических и юридических лиц – предпринимателей. Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общественного интереса.
Прокурор не должен упускать из вида и факты злоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое извлечение прибыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособности, уклонения от постановки на налоговый учет и т.д. Поэтому наряду с проверкой соблюдения прав граждан в процессе регистрации такой же тщательной должна быть проверка выполнения обязанностей перед обществом.
Неослабного внимания
прокурора требуют вопросы
Особую, охраняемую законом группу составляют права граждан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за исполнением природоохранного законодательства воспринимался как одно из приоритетных направлений.
Особое значение в деле предупреждения экологических правонарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общественными природоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольно возводящихся объектов в обход требований об обязательной экологической экспертизе, ненадлежащего выполнения контрольных полномочий территориальными органами.
Заключение
Практика применения
Закона о прокуратуре подтверждает
эффективность и
Задачи прокурорского
надзора – надзора за точным и
единообразным исполнением
В результате прокурорского
надзора устраняются ошибки и
недостатки в правоприменительной
практике, ежегодно отменяется большое
количество незаконных правовых актов,
рассматриваются и должным
В заключении можно
сказать, что в соответствии с
Конституцией высшей ценностей является
человек, его права и свободы,
которые обязаны защищать все
ветви государственной власти. Отсюда
вытекает и главная цель деятельности
прокуратуры – правозащита. Правозащитная
деятельность прокуратуры охватывает
все сферы жизни общества, урегулированные
законодательными актами. В деятельности
прокуратуры проявляется
Список литературы
1.Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор – №6. – 2002.
2.Бессарабов В.Г. Новое в законодательстве о прокуратуре. //Законодательство. – 1999.
3.Конституция Российской Федерации // Российская Газета. – 25 декабря. – 1993.
4.Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. – 1997. – №9.
5.Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. – №6. – 2002.
6.Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. – №3. – 2000.
7.Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. – М.: Юридическая литература, 1986.
8.Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. – М., 1966.
9.Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995.
10.Теория государства и права. / Под. Ред. Марченко М.Н. – М., 1997.
11.Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. – 20 ноября 1995 г. – №47, ст. 4472.
12.Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность. – 1997. – №8.
13.Чурилов А., Винокуров А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность. – 1997. – №6.
14.Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве
вопросы советской социалистической законности, М., 1966, с. 96.
15. 2 Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995, с. 419. (Автор главы – Лисюткин А.Б.).
16. 1 Теория государства и права. / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995, с. 423.
17. 1 Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. – М.: Юридическая литература, 1986, с. 224-225.
18. Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. – №3. – 2000.
19. 2Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. – 20 ноября 1995 г. – №47, ст. 4472. ст. 1.
20.Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. – №6. – 2002.
Информация о работе Понятие, основные принципы и гарантии законности