Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:32, курсовая работа
Цели курсовой работы: целью исследования является изучение особенностей методологии теории государства и права, и определить ее проблемы на современном этапе развития науки теории государства и права.
Задачи курсовой работы: Основными задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и значение методологии теории государства и права;
- изучить отдельные методы теории государства и права, в частности изучить общенаучные, специальные и частнонаучные методы теории государства и права;
- выявить и рассмотреть существующие на сегодняшний день проблемы методологии теории государства и права.
2.2.Классификация методов теории государства
и права.
Выделяют общенаучные и частнонаучные
методы исследования. Общенаучные методы
- это самые общие подходы к исследованию,
всеобщие принципы познания, используемые
всеми науками. Прежде чем приступать
к любому познавательному процессу, следует
определиться по некоторым вопросам, имеющим
принципиальное значение: реально ли существует
объективный мир, действуют ли в нем какие-либо
закономерности, познаваемы ли они и т.
п.
В качестве общенаучных методов, или методологической основы исследования, выступает определенное философское направление. Современные отечественные научные исследования базируются, как правило, на материализме и диалектике. Методологической основой юридических исследований могут служить и иные философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология. Материализм - это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление - это свойство материи; как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.
Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания), а также категориями диалектики - понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное особенное и общее и др.).
На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему: государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа; изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости. Так, к примеру, при анализе современной правовой системы
Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы – только определенный этап ее развития, а не венец истории, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.8
Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего, для обслуживания потребностей практики, именно в этом - значимость и ценность любой научной теории. И, в конечном счете, истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным. Философские направления, выступающие в качестве методологической основы исследования, не могут дать ответов на вопросы юридических наук: они указывают лишь самые общие подходы к разрешению проблем. Поэтому используются различные приемы сбора, обработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. Частнонаучными рассматриваемые ниже методы называются весьма условно, поскольку они имеют применение во многих науках, причем не только в гуманитарных. Это название подчеркивает не столько вообще частный характер разнообразных способов научного освоения действительности, сколько характеризует отношение последних к методологической основе, к так называемым общенаучным методам, к диалектико-материалистическому подходу. Существуют и иные классификации методов. Популярным, в частности, является их деление на всеобщий диалектико-материалистический метод, методы, общие для наук, но специальные по отношению к всеобщему, и частноправовые методы.
Конкретно-социологические методы исследования применяются в основном на этапе сбора научной информации. Это: наблюдение (объектами наблюдения в теории государства и права могут служить юридическая практика, государственные учреждения и т. д.); опрос, анкетирование, интервьюирование; эксперимент и т. д. Здесь исследователь имеет дело с конкретными материалами, с фактами. Далее необходимы отбор и анализ полученной информации. Теория государства и права относится к общественным наукам, и к исследованию ее предмета очень часто возможно применить лишь абстрактное мышление. Абстракция в самом общем виде представляет собой мысленный образ, который создается о каком-либо предмете, явлении с использованием различных операций. Один из важнейших методов, которые использует теория государства и права - логический. Логика - это наука о приемах и способах мышления. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, моделирование и др.), законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности. Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтез - это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого целого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получает знание о праве в целом).
Индукция - это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее.9 Дедукция - это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.10
Моделирование - мыслительное,
идеальное воспроизведение
Системный подход - это
направление в методологии
2.3.Проблемы формирования методологии теории государства и права. Одной из важнейших проблем методологии государственно-Правовой теории является проблема деидеологизации. Кризисное состояние общественно-политической науки в целом не случайно отражает потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, в немалой степени само обусловлено этим фактором. Проблема методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой, требует от учебного процесса сугубо творческого и реалистического подхода, критической оценки достигнутого, внимательного и ответственного восприятия нового.12 Отвержение догматизма, ревизия наличного теоретического багажа предполагают конструктивность самих методологических предпосылок, взаимодействие в ряде случаев с теоретическими построениями оппонентов. Сама «логика дела» требует изменения «дела логики» и в современных условиях предписывает необходимость переосмысления привычных подходов, поиска, адекватных исследовательских средств. В течение длительного времени в Государственно-правовых исследованиях господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированных точек зрения, чему способствовало схоластическое, догматизированное отношение к наследию классиков.
Подмеченный основоположниками «выход» классового интереса «за свои действительные границы» особенно виден в периоды радикальных социальных сдвигов, когда широкий, непредвзятый взгляд на проблему дает корректное решение, когда подход с воззрений общечеловеческих менее всего искажает социально-политическую картину, содержание высказанных идей.
Содержание классового подхода постепенно составили идеологическая нетерпимость, закрытость. Многозначное, совокупно добываемое общественно-политическое значение искусственно делилось на «свое» и «чужое», причем последнее заранее обрекалось на ошибочность. Мыслитель, теоретик прошлого, получал право на существование в нашем сознании лишь в той мере и в том качестве, в каком упоминался классиками марксизма. Идеологизированный классовый подход «логично» приводил к заключению о том, что принципиальные вопросы о государстве и праве и его роли в классовом обществе домарксистская мысль не могла не только решить, но и правильно поставить. Как о высшей похвале в адрес домарксистских теоретиков писалось об «отдельных догадках», о той или иной «степени приближения домарксистских учений научной интерпретации» государственно-правовых вопросов. Таким образом, выстраивались своего рода идеологический рейтинг, лестница теоретических рангов и заслуг. Степень демократизма теорий определялась той ролью, которую отводил мыслитель трудящимся слоям гражданского населения, и потенциалом превосходства тенденций и целей угнетенного класса над проявлением общечеловеческих тенденций и целей. Смещение акцентов в методологии отражалось и на полярности ценностных ориентации. Например, гипертрофия идеологизированного взгляда «вела к искажению представлений о выполнении «общих дел» государства, на что обращали внимание основоположники марксизма в ряде произведений. Считалось, что, в конечном счете, и эта функция государства направлена на защиту эксплуататоров, И по этой же причине упор в характеристике государства (не исключая общенародного) делался на его классовой стороне. Государство как «машина угнетения» подавляло свою другую сторону инструмент устранения противоречий» стабилизации общественных связей. Аналогичное положение складывалось и в отношении права: всемерное подчеркивание его императивно-классовой стороны как «возведенной в закон воли господствующей» класса», по существу, отрицало рассмотрение его как средства согласования разнородных воль, как условие компромисса социальных интересов. Думается, что здесь к месту вспомнить о том, что диалектика-это и есть изучение противоречий в самой сущности предметов: не только явления преходящи, текучи, отделены условными гранями, но и сущности вещей тоже.13 В чем причины столь искаженной и гипертрофированной идеологизации (не путать с идеологией как системой взглядов и представлений, как жизненной позиции, которая всегда отсутствует и должна присутствовать в мировоззренческой позиции .теоретика) Этих причин, очевидно немало, одна из них развитие вульгарного социологизма в 30-х г. XX в. Его влияние «адеоретическую юридическую науку приводило к одностороннему истолкованию положения о непосредственной (в лучшем случае с оговорками на словах) зависимости от сознания общественного бытия того или иного теоретика, от его классовой принадлежности. Теоретические взгляды представлялись с этой точки зрения зашифрованными идеограммами общественных групп, борющихся между собой за места у власти. Естественно, авторам монографий того времени не оставалось ничего другого, как видеть свою цель в разоблачении теоретиков прошлого в качестве служителей господствующего класса. Вопреки подлинному смыслу распространенной формулы «бытие определяет сознание» вульгарный социологизм превращал сознание в лишенный социальности, стихийный продукт общественной среды. Вместо объективного научного критерия общечеловеческой ценности тех или иных взглядов в ход шли зауженные критерии коллективного опыта или классового интереса. Отсюда непонимание глубоких противоречий общественного прогресса и неравномерности развития мировой культуры, сложнейшего взаимодействия различных духовных сфер, схематизм, а подчас и отсутствие, всякого чувства реальности. Между тем фундаментальная и по-настоящему академическая государствоведческая и правоведческая теория, использующая весь арсенал методологических средств, отрешенная от оков идеологизации и начетничества, может стать не только закономерным следствием, но и созидательным условием позитивного развития политико-правового процесса, выступить фактором единения и согласия общества, переживающего кризис.
Заключение
Значение методологии в познании государства и права трудно переоценить. Поистине условие, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем плане любая наука это есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования человечного общества и окружающего его мира.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств теории государства и права смогут решить и свою важнейшую внутреннюю задачу – сводить в единую систему все знания о своем предмете.
Значение подлинно научной методологии теоретической государственно-правовой науки, не подвергаемое сомнению, в обычные времена, резко возрастает в периоды социально-политической напряженности, вызванной крупными общественными реформами, экономическим кризисом, национально-этническими конфликтами, ростом преступности, неэффективностью государственного управления.
Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. Государство
и право: начальный курс. - М., 1996.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права.
- М., 1998.
3. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы
теории государства и права: Учебник.-М.:
ЭКСМО, 2005.
4. Комаров С.А. Общая теория государства
и права. Курс лекций. - М., 1997.
5. Малько А.В. Политическая и правовая
жизнь России: актуальные проблемы. М.,
2000.
6. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для
вузов. Изд. 2-е. - М., 2000. - 487 с.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства.
Учебник для юридических вузов и факультетов
- М.; Издательство НОРМА - ИНФРА . М., 2001
г.
8. Общая теория права: курс лекций /Под
ред. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород, 1993.
9. Общая теория права и государства: Учебник
/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб.
И доп. - М.: Юристъ, 2002.
10. Политология. Учебник для вузов/Под
ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2000. - 592 с.
11. Теория государства и права / Отв. ред.
В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - Екатеринбург,
1997.
12. Теория государства и права: Курс лекций
/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е
изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.
13. Шарце М.Г. Теория государства и права.
М., «Проспект», 1998
Информация о работе Понятие метода и методологии теории государства и права