Социально-гуманитарную составляющую
государственной идеологии образует
комплекс реализуемых государством
идей, касающихся взаимоотношений общества
и человека. Речь идет, прежде всего,
о подходе к человеку как высшей
ценности и цели общества и государства,
об ответственности государства
за создание условий для свободного
и достойного развития личности и
об ответственности граждан за неукоснительное
исполнение обязанностей, возлагаемых
на них обществом. Социально-гуманитарная
идеология включает приоритеты политики
государства в области реализации
прав и свобод человека, в сфере
развития науки, культуры и образования.
Каждое государство вырабатывает и
реализует определенные подходы
к регулированию семейных отношений,
к культивированию определенных
нравственных норм жизни своих граждан.
Будучи элементом политического
сознания общества, государственная
идеология также есть многоуровневый
феномен. По крайней мере, можно выделить
высший, средний и низший уровни
ее проявления. Высший уровень образуют
сочинения, претендующие на научность.
Это - учебники, трактаты, монографии, диссертации,
статьи и доклады, написанные с использованием
формального аппарата и содержащие
концептуальный, системный анализ различных
сторон жизнедеятельности общества.
Второй, или средний, уровень государственной
идеологии составляют произведения,
в которых популяризируются и
пропагандирующие идеи, содержащиеся
в вышеуказанных сочинениях. Сюда
относятся книги, статьи, лекции, доклады,
беседы, интервью широкого круга специалистов.
Низший, или третий, уровень образуют
средства человеческой деятельности,
в которых, так или иначе, закрепляется
содержание государственной идеологии
- произведения национальной кино - и
телепродукции, художественная литература
самых различных жанров, концертные программы,
школьные уроки и даже реклама.
Идеология государства
как специфический тип идеологии
Современный этап развития
государственности Беларуси ознаменовался
поисками средств воздействия
на государственную и гражданско-политическую
идентичность населения. В Новое
время эту проблему решали
идеологии национализма, вырабатывавшие
в жителях европейских стран
чувство принадлежности к соответствующей
нации-государству взамен прежней
лояльности к монархам и их
династиям. Иногда подобные идеи
не ограничивались национальными
масштабами, а указывали всемирно-исторический
контекст национального самоопределения.
Так, в середине XIX в. в Греции была
провозглашена «великая идея» народа
– посредника между Западом и Востоком.
Аналогичная идея существует в России,
а также в Польше и в некоторых других
странах Восточной Европы.
Возникновение и развитие
суверенного государства Республика
Беларусь актуализировало вопрос
о том, какой должна быть
идеология, принятая в качестве
основы для внутри- и внешнеполитического
курса белорусского государства.
Кроме того, государственная независимость
Беларуси создала проблему устойчивой
поддержки курса государства
со стороны граждан, их активного
участия в достижении общественно
значимых целей. В таких условиях
идеология государства оказалась
востребована как специфический
тип идеологии, обеспечивающий
большую или меньшую степень
социального консенсуса и ощущение
принадлежности к государственно-организованному
сообществу, причастности к исторической
судьбе Отечества.
Поиск идеологии как
средства достижения консенсуса
по базовым ценностям актуален
сегодня в силу того, что государственное
строительство Республики Беларусь
происходит в условиях преодоления
последствий экономического кризиса
начала 90-х годов ХХ в. и отказа
от радикальных социально-экономических
преобразований. Ценности общественно-политических
групп Беларуси многообразны. В связи
с этим перед руководством страны стоит
проблема поиска системы ориентиров, способных
консолидировать общество и гармонизовать
устремления всех социальных групп. На
сегодняшний день наиболее универсальной
ценностью, несущей в себе консолидирующий
потенциал, является суверенное белорусское
государство. Не случайно отечественные
авторы привносят новые нюансы в понимание
термина «идеология», трактуя ее как «совокупность
идей, взглядов, учений, которая дает возможность
людям осознать цели и идеалы, на которые
ориентируется государство».
Без усвоения общественным
сознанием никакая идеология
не может быть средством достижения
поставленных целей, поэтому с
2003 г. в Беларуси начата активная
идеологическая работа с населением
по месту жительства и работы.
В демократическом обществе
наличие консолидирующей общество системы
ценностей не ликвидирует идеологического
плюрализма. Существование различных
политико-идеологических течений не расшатывает
консолидированных демократий. Поэтому
идеология белорусского государства разрабатывается
в соответствии с центристскими установками.
С одной стороны, она охватывает все основные
сферы жизни общества (экономическую,
собственно политическую, социальную,
культурно-информационную), с другой стороны,
она достаточно гибка, чтобы более чутко
реагировать на социальные запросы, нежели
это свойственно классическим идеологиям.
Важнейшей задачей идеологической работы
в Беларуси является консолидация различных
групп общества вокруг национально-государственной
идеи, предотвращение конфликтов и налаживание
сотрудничества. Идеология белорусского
государства призвана направить духовный
и интеллектуальный потенциал белорусов
на созидательный труд на благо общества
и государства. Таким образом, идеология
белорусского государства – это система
взглядов, соответствующих целям и особенностям
белорусского пути общественного развития.
В структурно-функциональном
измерении идеология белорусского
государства представлена четырьмя
блоками:
1) теоретико-методологический,
отражающий сущность, структуру, специфику
и правовую основу идеологии белорусского
государства, ее историю и методологию
изучения;
2) процессуальный блок
представлен различными проявлениями
политической культуры Беларуси:
идеологическими процессами в
белорусском обществе, а также
задействованными в них структурами
и явлениями, воздействующими
на массовое сознание, в особенности,
профсоюзами, средствами массовой
информации и избирательными
кампаниями;
3) институциональный блок
включает в себя «центры принятия
идеологических решений», т.е. государственные
институты – президента, правительство,
парламент, органы местного управления
и самоуправления;
4) инструментальный блок
проявляется в механизмах реализации
принятых государством решений,
в том числе, реализации идеологической
политики белорусского государства
в социальной сфере, в молодежной
среде, в экономике, в сфере
межконфессиональных отношений,
во внешней политике.
Идеология белорусского
государства базируется на 4 основах:
1. Мировоззренческой основой
идеологии белорусского государства
в современных конкретно-исторических
условиях является белорусская
идеологическая доктрина, сформулированная
главой государства как национальная
идея. Мировоззренческая основа
идеологии белорусского государства
включает четыре фундаментальных
понятия:
- общечеловеческие и
христианские ценности,
- национально-государственное
самосознание,
- гражданственность,
- патриотизм.
2. Правовой основой идеологии
белорусского государства служит
Конституция Республики Беларусь.
Конституция любой страны является
ее главным идеологическим документом,
в котором зафиксированы основные
цели и ценности государства
и общества.
3. Экономической основой
идеологии государства является
белорусская экономическая модель
– социально ориентированная
многоукладная рыночная экономика.
4. Политическая основа
идеологии государства – белорусская
политическая система. Принципы
ее функционирования соотносятся
с Конституцией Республики Беларусь,
но основные особенности белорусской
политической системы как составной
части идеологии государства
еще ждут своего дальнейшего
исследования.
Идеология белорусского
государства призвана согласовать
деятельность государственных институтов
с интересами и ценностями
белорусского общества. Идеалы, нормы
и принципы, составляющие идеологическую
доктрину белорусского государства,
должны, с одной стороны, дисциплинировать
работников государственного аппарата,
с другой стороны, стать концептуальной
основой, общим знаменателем для
плюрализма политических идеологий
и мнений.
Новый импульс идеологическое
творчество в Беларуси получило
27-28 марта 2003 г., когда Президентом
А.Г. Лукашенко была инициирована
активизация усилий ученых-гуманитариев
по разработке белорусской идеологической
доктрины. Суть ее ежегодно уточняется
и в собственных посланиях
Президента А. Лукашенко народу
и Национальному собранию. Так,
в послании от 10 апреля 2001 г. в
дополнение к ранее озвученной
цели построения эффективного
государства было заявлено о
необходимости его демократического
обеспечения. В послании 2004 г.
Президент заявил об отсутствии
противоречий между идеологической
работой в Беларуси и ст. 4 Конституции
о плюрализме идеологий и мнений
как основе демократии в Беларуси:
«Принципиальное отличие нашей
идеологии в том, что она
нацелена не на расчленение
общества на враждующие социальные
и политические группы, а на
консолидацию нашего общества. На
объединение всех сил и движений
ради такой благородной цели,
как построение сильной и процветающей
страны. Основы идеологии белорусского
государства должны стать достоянием
общественности, дойти до всех
граждан республики». В послании
белорусскому народу и Национальному
собранию 19 апреля 2005-го года Президент
Республики Беларусь подтвердил:
«Мы не пытаемся создать нечто
искусственное, зная, что идеология
должна естественным образом
созреть в недрах народного
сознания». Там же идеология
белорусского государства была
определена как идеология патриотизма,
которая зиждется на любви
к своей земле, уважении к
людям и гордости за свое
государство.
Как предлагает белорусский
идеолог, доктор юридических наук
С. Князев, возможно принятие идеи
«построения сильной и процветающей
Беларуси» в качестве национально-государственной
идеи с вычленением таких основных
ее компонентов, как независимость,
стабильность и благосостояние.
Таким образом, особенностью
белорусского пути общественного
развития является обращение
к идеологии, которая все в
большей мере становится средством
государственного управления и
взаимодействия между государством
и обществом.
Список используемой
литературы
- Алексеева Т. "Национальная идеология": иллюзия или непонятная потребность // Октябрь.1997. № 1
- Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2004.
- Демчук М.И., Юркевич А.Т. Обновление высшей школы Республики Беларусь: проблемы и перспективы // Вышэйшая школа. 2003. № 3. С. 3–7.
- Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. – Л., 1991
- История внешней политики. Т. 1–2. – М., 1991.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
- Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В. А. Мельник; Науч. ред. П.Г.Никитенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тесей, 2003. - 239с.
- Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-е издание С.Н. Князев, под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 316с.
- Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491с.
- Политология: Учебно-методический комплекс для студ. и преподавателей высш. учеб. заведений / Е. М. Бабосов, Л. В. Гребенникова-Воробьева, В. А. Гребень-Грущенкова и др.; Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. - Мн.: Технопринт, 2002. - 461с.