Понятие и роль принципов права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

В юридической литературе предметом научного исследования обычно становятся принципы права. Например, С.С. Алексеев под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие и роль принципов права……………………………………5
Глава II. Классификация принципов права……………………………………12
2.1 Общеправовые принципы……………….…………………………………12
2.2 Межотраслевые и отраслевые принципы права…………………………21
Глава III. Понятие и виды функций права…………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.35 Кб (Скачать)

В этой ипостаси убеждение и принуждение выступают  как двуединый метод, основное средство охраны норм права от нарушений, достижения поставленных перед ними целей - не в отдельности, не порознь, не в случайной, произвольной связке, а в органическом, внутренне согласованном, разумном сочетании. Только в этом случае они будут действенными, эффективными.

Трудно  согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются  силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения»13. Приведенное утверждение исходит из предположения, будто в средствах, способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение - компетенция лишь общественных организаций, принуждение - только государства.

В действительности же меры убеждения, воспитания, организации  так же, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями.

 Однако  различие состоит в том, что  в первом случае убеждение  и принуждение выступают как принципы права, специфически-юридические методы правового регулирования, а во втором - как общесоциальные, моральное этические, корпоративные и т. п. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений.

Особенность государственного принуждения в  отличие от принуждения, осуществляемого той или иной общественной организацией, состоит в том, последнее не нуждается в правовом урегулировании и включает в себя, различные меры общественного воздействия, тогда как первое осуществляется на основе соответствующих юридических норм специально управомоченным на то государственным аппаратом.

В различных  по характеру государствах (демократических  или тоталитарных) и соответствующих правовых системах соотношение между убеждением и принуждением в праве существенно различается. В различной исторической обстановке данное соотношение может быть не вполне одинаковым и у демократических государств.

Для права  современной России, развивающейся  в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства,  характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с  другой некоторое сужение сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования вообще. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сферах развития и охраны прав и свобод граждан, рыночных отношений и другом14.

Тесно связанным  с рассмотренным выше и столь  же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений. Этот принцип ориентирует  на парное использование для обеспечения  действия («работы») права, достижения целей правового регулирования  таких специфически-юридических средств, как, с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и иные виды поощрения и т. д., с другой - ограничения, запреты, приостановления, наказания и другие виды юридической ответственности. Данный принцип пронизывает всю правовую материю.

Как справедливо  замечено, «правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально-полезному поведению, но и сдерживать поведение социально-вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества»15.

Проблема  правовых стимулов и правовых ограничений  в виде парных юридических категорий - сравнительно новое и перспективное  направление в юридической науке. Один из важных и вместе с тем  на сегодня наименее исследованных аспектов этой проблемы - сочетание стимулирования и ограничений в праве как общий организационный правовой принцип.

2.2. Межотраслевые и отраслевые  принципы права

Наряду  с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими

дисциплинами. Сказанное не исключает того, что  межотраслевые принципы, действие которых  распространяется на две или несколько  отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной  отрасли, представляют определенный интерес и для общей теории государства и права.

В качестве примеров межотраслевого принципа можно  сослаться на принципы гласности  и состязательности (в гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права).

Примерами отраслевых принципов могут служить  принципы равенства сторон и свободы  договора - в гражданском праве, принцип  субординации (соподчиненности) - в  административном праве, принцип презумпции невиновности - в уголовном праве и др.

Отраслевые  и межотраслевые принципы тесно  взаимосвязаны с общими нравственными и организационными принципами права, фундаментируют, обогащают и конкретизируют их содержание. Значение некоторых отраслевых и межотраслевых принципов столь велико, что они оказывают существенное влияние на действующее право в целом, имеют принципиальное значение для определения и обеспечения его демократического характера, дальнейшего прогрессивного развития. Таков, например, принцип презумпции невиновности, согласно которому, как гласит п. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Логическим следствием данного принципа являются закрепленные Конституцией РФ положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (п. 2 ст. 49), а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (п. 3 ст. 49).

Есть  все основания утверждать, что  официальное признание и конституционное закрепление принципа презумпции невиновности, проистекающего из учения естественной школы права, уходящего своими корнями в Декларацию прав человека и гражданина (ст. 9) и Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 11) можно считать одним из поворотных моментов перехода от тоталитарного советского права к формируемому ныне демократическому российскому праву. В связи с этим заслуживают быть упомянутыми добрым словом М. С. Строгович и другие известные ученые-правоведы, в течение десятилетий советского прошлого последовательно и мужественно отстаивавшие в отечественной юридической науке идею презумпции невиновности.

Знаменательно, что конституционное закрепление  данного принципа является одним  из наглядных проявлений того, как  современное российское право, опираясь на естественные законы, может служить  действенным инструментом их реального осуществления. С учетом весьма важной роли некоторых межотраслевых и отраслевых принципов права в формировании и функционировании права, их реального влияния на процесс правового регулирования общественных отношений представляется целесообразным конституционно придать им статус общих принципов российского права. В частности, это относится, на наш взгляд, к принципу «закон обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ). Советским законодательством данный принцип рассматривался не иначе, как уголовно-отраслевой. Им предусматривалось, что лицо, совершившее преступление, несет за него ответственность (за несколькими исключениями) по закону, действовавшему в момент совершения преступления16.

Конституция РФ 1993 г. преобразовала данный принцип  в межотраслевой; распространив его на ответственность не только за преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения (административные, имущественные и др.). Как записано в ст. 54 Конституции, «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Однако  при всем положительном значении приведенных норм рассматриваемый принцип и в настоящее время используется в российском праве далеко не в полную меру, ибо его приложение официально ограничивается сферой отношений, связанных с правонарушениями, неоправданно не распространяясь на регулирование правомерного поведения субъектов права.

Функционирование  права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его субъектов исходных нормативно-юридических положениях, которые определяют содержание правового регулирования, и выступают мерой их поведения, т.е. принципах права.  Влияние права на общественные отношения в форме правового регулирования или воздействия базируется на принципах права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования.

В зависимости  от функционального назначения и  объекта применения принципы права  подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений.

Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.

Общеправовые  принципы присущи всем отраслям права  и отражают природу права в  целом, выступают в качестве одного из источников права.  К ним относятся: принцип гуманизма – главенство в функционировании системы права прав и свобод человека, принцип равенства граждан перед законом – все люди имеют равные права независимо от расы, национальности, религии, пола, должности, принцип демократизма – в праве отображается общая воля всех членов общества через институты народовластия, принцип законности – осуществление государственной деятельности в соответствии с требованиями права, принцип справедливости – строгое соблюдение соответствия меры юридической ответственности допущенному правонарушению.

Межотраслевые принципы  характерны для нескольких отраслей права, к ним относятся  такие принципы как: осуществление  правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, независимость судей, возможность ведения судопроизводства на национальном языке.

Отраслевые  принципы свойственны одной отрасли  права и определяют ее специфику, например, принцип обеспечения свободы  труда и занятости свойствен  трудовому праву, принцип устойчивости права на землю принадлежит земельному праву.

Внутриотраслевые  принципы – это принципы конкретных институтов права и их действие ограничено предметом регулирования.

 

 

 

 

 

Глава III. Понятие и функции права

Функции права - обусловленные социальным назначением права 

направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое

воздействие - пути, формы, способы влияния права  на общественные

отношения.

Функция права выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение важнейших задач права.  В реальной жизни функции права тесно взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует в рамках единой системы функций права, а сферы общественной жизни, на которые они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной системы – общества.  Поэтому, разделение функций права, в некоторой степени условно (особенно это касается социальных функций права), они взаимодополняют друг друга.  Тем не менее, можно выделить главные, характерные черты, выраженные в конкретной функции права, и на этом основании систему функций права можно представить в виде двух основных групп: собственно   общесоциальных и специадьно-юридических в которых можно выделить основные и неосновные функции.

Общесоциальные:

  • Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.
  • Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.
  • Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.
  • Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.
  • Экологическая и т. д.

Специально-юридические:

  • Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).
  • Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).
  • Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.
  • Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

Основные функции права –  регулятивная и охранительная как  раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права.

Наиболее  характерными путями осуществления  регулятивной функции права являются определение правосубъектности  граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных органов, установление правового статуса юридических лиц, определение юридических фактов, которые направлены на изменение правоотношений, установление конкретной правовой связи между субъектами права, определение типа правого регулирования. В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.

Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих  институтах, в правовых актах, в четко  урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Информация о работе Понятие и роль принципов права