Понятие и признаки правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

В правовом государстве государственная  власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти — воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование обществом  законодательных органов может  происходить в абсолютно любом  государстве, но только в правовом государстве  эта привилегия общества достигает  расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а,  как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская — 348,8 млн. голосов, демократическая — 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать  общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны  пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая защищенность всех субъектов социального общения  от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет  права посягать на общество, его  отдельных представителей, кроме  как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также в любом государстве  должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство прав и обязанностей граждан — важный залог построения правового государства. Правовое государство  просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение стоит еще  раз остановиться на определении  и сути такого понятия, как правовое государство.

Итак, правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Следует обратить внимание на отличительные черты правового  государства, хорошо усвоить их специфическое  содержание. Надо уметь объяснить, почему у нас еще не сложилось правовое государство, и что для этого  требуется.

Рассматривая процесс  формирования правового государства  в России, надо иметь в виду, что  только после успешного проведения правовых реформ в обществе и создания правовых процедур, обеспечивающих реально права и свободы человека и гражданина в обществе, можно будет сказать, что оно утвердилось в нашей стране.

"Сейчас завершается   важный  этап  преобразования  России в демократическое государство.  На основе Конституции формируется  демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государс-

тво признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека - главная обязанность государственной  власти. Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических  и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений,  равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность  государства и личности.

     В качестве  одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового  государства,  следует рассматривать  развитие и совершенствование   законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

     В течении  долгих десятилетий в  нашей   стране  действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования  легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

     Необходимым  фактором,  определяющим во многом  успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

        Сейчас  на  территории  распавшегося  СССР   происходят сложные процессы  в развитии государства и права  - становление в новых "независимых   государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

        Суровая  закономерность,  а может быть  трагическая неизбежность в том,  что человеческая природа и  социальная жизнь все еще   далеки  от совершенства.  Реалистичнее  не мечтать о полном искоренении  зла,  а стремиться к его  ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли -это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. На данный  момент нет альтернативы правовому государству,  если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,  насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная  система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей

западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Алексеев С.С. Общая  теория права. М., 1994.

2. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению. М., 1989.

3. Иванян Э.А. Белый  дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1976. — 432 с.

4. Конституции буржуазных  государств. — М.: Юридическая литература, 1982. — 408 с.

5. Конституция Российской  Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993. — 64 с.

6. Монтескье Ш.Л. Избранные  произведения. — М.: Политиздат, 1955. — 799 с.

7. Нерсесянц В.С. Право  и закон. М., 1992.

8. Общая теория права  и государства. / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994. — 360 с.

9. Право и власть. М., 1990.

10. Социалистическое правовое  государство: проблемы и суждения. М., 1989.

11. Теория государства  и права. — Л.: ЛГУ, 1987. — 550 с.

12. Халфина Р.О. Право  как средство социального управления. М., 1988.

13. Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. М., 1999.


Информация о работе Понятие и признаки правового государства