Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:33, доклад
Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний. ТГП – это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП Термин “ТГП” применяется в 2-х значениях: Это юридическая наука ТГП – она изучает государства и право в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем; Это учебная дисциплина ТГП – она не изучает, а содержит сведения о науке.
1.1
Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний. ТГП – это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП Термин “ТГП” применяется в 2-х значениях: Это юридическая наука ТГП – она изучает государства и право в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем; Это учебная дисциплина ТГП – она не изучает, а содержит сведения о науке.
Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Другими словами, право – это регулятор отношений между людьми, который исходит от государства и охраняется его принудительной силой.
Государство и право изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.
Предмет ТГП находится в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Предмет ТГП составляют:
Функции науки ТГП:
1.2.
Место ТГП в системе общественных и юридических наук
В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:
Существует следующая классификация юридических наук:
Для всех вышеперечисленных наук ТГП является наукой обобщающей, фундаментальной (выявляет закономерности, разрабатывает понятийный аппарат), методологической (разрабатывает систему методов для исследований), исходной (базовой).
1.3.
Методология ТГП
Каждая наука имеет свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.
Методология – это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.
Методы разделяются на:
2.1
В современной науке существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:
1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.
2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).
3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право – нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения – эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т.к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.
Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.
2.2
Первобытное общество: власть и социальные регуляторы
Периодизация три периода: ранний, средний, поздний. Ранний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины. Средний – период зрелости первобытного общества, родовая община. Поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования. Другая периодизация два периода: Первый – период присваивающей экономики, Второй – период производящей экономики.
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве, чтобы выжить люди должны были сообща трудится. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы этой власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества происходит только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.
Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.