Понятие и признаки правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:33, доклад

Описание работы

Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний. ТГП – это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП Термин “ТГП” применяется в 2-х значениях: Это юридическая наука ТГП – она изучает государства и право в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем; Это учебная дисциплина ТГП – она не изучает, а содержит сведения о науке.

Работа содержит 1 файл

семинар тгп.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

1.1

Наука – это теоретическое отражение действительности, система обобщённых знаний. ТГП – это система обобщённых знаний о государстве и праве. ТГП Термин “ТГП” применяется в 2-х значениях: Это юридическая наука ТГП – она изучает государства и право в целом, в их наиболее общем виде; исследует общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;  Это учебная дисциплина ТГП – она не изучает, а содержит сведения о науке.

Право – это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Другими словами, право – это регулятор отношений между людьми, который исходит от государства и охраняется его принудительной силой.

Государство и право  изучаются наукой ТГП в единстве и взаимодействии, поскольку как законодательство, так и нормы права не могут существовать вне государства, так и государство не может существовать без права.

Предмет ТГП находится  в постоянном развитии, с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества, его культуры, идеологии, уровня общественного сознания и так далее. Предмет ТГП составляют:

  1. закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
  2. сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;
  3. основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки;

Функции науки  ТГП:

  1. гносеологическая – изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение сущности, содержания и тенденция развития;
  2. онтологическая – определение государства и права, причин их возникновения, их развитие на современном этапе;
  3. эвристическая – объяснение основных закономерностей и открытие новых в развитии науки государства и права;
  4. методологическая – выработка методов, используемых отраслевыми юридическими науками для освоения своих сфер исследования;
  5. идеологическая – разработка и формулирование основных идей и базовых концепций правовой политики государства;
  6. воспитательная – воспитание уважения к праву, к закону, способствование повышению правовой культуры;
  7. прогностическая – формулирование прогнозов развития государственно-правовых институтов, динамики преступности, государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

 

1.2.

Место ТГП в системе общественных и  юридических наук

В системе общественных наук ТГП тесно взаимосвязана с:

    1. философией – наукой о мире и его закономерностях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает закономерности развития и функционирования государства и права, но в контексте мирового развития;
    2. экономикой – наукой, изучающей производственные отношения и экономические законы. ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику;
    3. политологией – наукой, изучающей политику и политические системы современного мира. ТГП рассматривает политические системы общества с точки зрения места в них государства. Политология в свою очередь использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, политического режима и так далее;
    4. социологией – наукой, изучающей все проблемы общества в целом. ТГП рассматривает все социальные явления в более узком ракурсе (виды социальных регуляторов и так далее).

Существует следующая  классификация юридических наук:

  1. Теоретико-исторические юридические науки – ТГП, ИГП России и зарубежных стран, история правовых учений;
  2. Отраслевые юридические науки (изучают одну конкретную сферу государственно-правовой жизни) – гражданское, конституционное, уголовное, семейное право и так далее;
  3. Прикладные юридические науки (используют для изучения своего предмета данные других общественных и естественных наук) – криминология, прикладная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и другие;
  4. Организационные юридические науки (изучают порядок организации и деятельности различных юридических институтов) – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата – тесно взаимосвязаны с отраслевыми юридическими науками;
  5. Международные юридические науки (изучают международное право) – международное публичное и частное право, морское, космическое, атомное право и другие.

Для всех вышеперечисленных  наук ТГП является наукой обобщающей, фундаментальной (выявляет закономерности, разрабатывает понятийный аппарат), методологической (разрабатывает систему методов для исследований), исходной (базовой).

 

 

1.3.

Методология ТГП

Каждая наука имеет  свою методологию, направленную на изучение предмета данной науки.

Методология – это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Методы разделяются  на:

  1. общефилософские (мировоззренческие) методы – основа для изучения гос.-правовой деятельности: метафизический (неизменность), диалектический (динамика), агностицизм
  2. общенаучные (общие) методы – распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки:
  • Исторический метод – требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев;
  • Логический метод – позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях; материал излагается абстрактно-теоретическими формами;
  • Анализ – мысленное или фактическое разложение целого на части, например, норма права состоит из гипотезы, диспозиции (в ней изложено содержание правила поведения, права и обязанности сторон регулируемого данной нормой общественного отношения)  и санкции;
  • Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения из частей (элементов) целого. Например, из формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима создается характеристика формы государства.
  • Системный метод – рассматривает государственно-правовые явления, как системы, то есть целостные явления, состоящие из множества других явлений;
  • Функциональный метод – выявляет в государственно-правовых явлениях механизм и функционирования, рассматривает их в динамике, в реальном действии (рассмотрение функций государства, права, правосознания и так далее).
  1. частнонаучные (частные, специальные) методы – используются для изучения отдельных наук или некоторые разделы и стороны данной науки:
  • Статистический метод – использование количественных показателей юридически значимых явлений (для характеристики массовых явлений, например, динамики преступности, правонарушений);
  • Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, то есть путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов на основе общих признаков;
  • Метод конкретно-социологических исследований – анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики (письменные опросы, изучение общественного мнения, анализ юридических документов и т.д.);
  • Метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения или законопроекта;
  • Сравнительный метод – сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними.

 

2.1

В современной науке  существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:

1. Право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право – нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения – эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т.к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.

Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

 

2.2

Первобытное общество: власть и социальные регуляторы

Периодизация три периода: ранний, средний, поздний. Ранний – период становления первобытнообщинного строя, период праобщины. Средний – период зрелости первобытного общества, родовая община. Поздний – период распада родовой общины или эпоха классообразования. Другая периодизация два периода: Первый – период присваивающей экономики, Второй – период производящей экономики.

Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве, чтобы выжить люди должны были сообща трудится. Это определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.

Власть и общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы  этой власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества происходит только по половозрастному признаку.

Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.

Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.

Информация о работе Понятие и признаки правоотношений