Понятие и признаки государства. Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
- Изучить понятие «типология государства».
- Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств.
- Описать выделяемые типы государств.

Содержание

Введение 3
1. Понятие государства 5
2. Признаки государства 7
2.1. Подходы к определению признаков государства 7
2.2. Признаки государства в реальной правовой системе 8
3. Типология государства 11
3.1. Понятие типологии государства 11
3.2. Основные подходы к типологизации государств 12
3.2.1Типология государства с точки зрения формационного подхода 12
3.2.2Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода 14
4. Общая характеристика отдельных типов государств 19
4.1. Рабовладельческое государство 19
4.2. Феодальное государство 20
4.3. Буржуазное (капиталистическое) 21
4.4. Социалистическое государство 22
4.5. Переходное государство 23
Заключение 26
Литература 28

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки государства.Типология государства.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

       Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.

       В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый  посредством внеэкономического  принуждения. Рабовладельческое хозяйство  строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.

       Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к  гибели, было противоречие между рабской  формой труда и рабовладельческой  формой собственности, между рабами и рабовладельцами.

       Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.

       Рабовладельческое государство представляло собой  орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками.  

       Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

       Классовая сущность государства проявлялась  в его функциях, которые показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции рабовладельческого государства:

       - подавление сопротивления рабов;

       - охрана рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;

       - идеологическое воздействие и создание культурных ценностей;

       - оборона страны и мирного контакта с другими народами;

       - захват чужих территорий;

       - управление завоеванными территориями.

    4.2. Феодальное государство

       является  исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.

       Способом  присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три  её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют  трем периодам в развитии феодального  государства.

       Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.

       В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты нашли свое отражение в сословно-корпоративной структуре феодализма. Антагонистические противоречия между феодалами и угнетенными массами, борьба между различными группировками среди феодалов – вот чем характерно это общество.

       Эволюция  социально-экономических и политических институтов приводила и к изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя существует раннефеодальное государство (конец V – середина XI века). Феодализм еще только консолидируется и упрочняется как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа – периода полного развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI – конец XV века) типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа – периода позднего средневековья (конец XV – XVII век), полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа производства характерны абсолютные монархии.

    4.3. Буржуазное (капиталистическое)

       государство возникает в ходе разложения феодального  строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника.

       На  первый план здесь выходит экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.

       В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.

    4.4. Социалистическое государство

       представляет  собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.

       В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков, принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В первую очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок, связанных с обобществлением собственности, концентрацией её в руках меньшинства во все увеличивающихся размерах, что приводит к углублению классовых противоречий, которые решаются в ходе социалистической революции.

       Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.

       Если  все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.

       Модель  социализма 30-50-х годов базировалась на полном огосударствлении основных средств производства, вмешательстве  государства во все сферы общественной жизни; административно-командной организации труда и других видов общественной деятельности; преимущество общественного интереса перед личным и свертывании на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и интереса государственной безопасности над всякими другими; идеологическом давлении государства на граждан. В практическом воплощении данной модели сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм и идеологический вакуум.

       Современная модель социализма реально ставит человека с его потребностями и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его от патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует социальную справедливость в распределительных отношениях; социальную защищенность малоимущих через государственные и общественные фонды.

    4.5. Переходное государство

       представляет  собой государственность, возникающую  в результате национально – освободительной  борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения.

         В дальнейшем, по мере преобладания  господствующей формы собственности,  подобные государства должны  примкнуть к определенному историческому  типу государства, капиталистическому  или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности ( родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа этих государств.

       Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин. В контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.  
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

4.6. Типы государств по форме государственного устройства

       История существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного устройства", под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.  
 
 

       При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

         Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

       Федеративное  государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. 

 

       

    Заключение

 

Таким образом, можно выделить следующие  типы государств по следующим основаниям:

       1. Типы государств по форме государственного  устройства 

  • унитарная
  • федеративная 
  • конфедерация
 

    2. Типы государств с точки зрения  формационного подхода

  • Рабовладельческое государство
  • Феодальное
  • Буржуазное
  • Социалистическое
 

    3. Типы государств с точки зрения цивилизационного подхода

  • Государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации
  • государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций
 

          Из анализа государственной  формы организации общества можно  сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, является:

    • единое территориальное и экономическое  пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь; наличие особого слоя людей - аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть;

Информация о работе Понятие и признаки государства. Типология государства