Понятие и основные признаки права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:24, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и признаков права.
Изучение принципов права.
Изучение права в объективном и субъективном смысле

Содержание

Введение

1. Понятие права

2. Основные признаки права

3. Основные принципы права

4. Понятие права в объективном и субъективном смысле

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 84.73 Кб (Скачать)

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических  норм каждому гражданину или организации  несет информацию о том, какие  действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек  действует в рамках права, то он чувствует  себя уверенно и свободно, находится  под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу  свободы человека и тем самым  регулирует его поведение. Если человек  игнорирует регулирующее воздействие  права, он несвободен. По этой причине  преступник — самый несвободный  человек.

Интеллектуально-волевой  характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения  социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового  регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и  организаций. Подчеркнем, что эти  потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его  истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается  лишь с гармонизацией связей между  ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Формирование  и функционирование права как  выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют  экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью  реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно  рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права  лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и  социальных групп, и в этих притязаниях  выражается их воля. Во-вторых, государственное  признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных  органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

Обеспеченность  возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального  регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление  принуждения, представляет собой необходимый  внешний фактор существования и  функционирования права. Исторически  право возникло и развивалось  во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным  образом охранительную функцию. Именно государство придает праву  в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое  по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и  преследует цель принудить правонарушителя  к исполнению обязанности в интересах  пострадавшей стороны (например, взыскание  долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом  случаях виновный привлекается к  юридической ответственности и  подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и  т. п.).

Государственное принуждение — это фактор, позволивший  четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в  рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права  состоит в том, что с помощью  государственного принуждения (и его  возможности) четко устанавливается  граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что  может лишить его этой свободы. Поэтому  необходимо четкое определение сферы  свободы (право), ее границ (юридическая  обязанность) и ограничений (юридическая  ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности — еще одного свойства, выражающего  связь права с государством.

Формальная  определенность. Следует заметить, что формальная определенность в  некоторой степени свойственна  и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных  актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях  форма соответствующим правилам придается не государством, а другими  организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает  праву общеобязательное значение, возводя  право в закон, придает ему  официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в  законах, иных нормативных актах, которые  подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной  публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических  дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует  применение обычая, либо текстом судебного  решения, принятого на основании  обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических  решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

Итак, государство  придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право —  результат, продукт государственной  деятельности. Такие ложные представления  длительное время господствовали в  отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права  в рассматриваемом аспекте описывается  формулой «содержание права создается  обществом, форма права — государством». От способа участия государства  в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный  обычай, судебный прецедент, нормативный  акт.

Системность. Право представляет собой сложное  системное образование. В настоящее  время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три  элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент  — естественное право, состоящее  из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного  права — права человека, или, иначе  говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент  — позитивное право. Это — законодательство и другие источники юридических  норм, в которых получают официальное  государственное признание социальйо-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие  хотя бы одного из перечисленных элементов  деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании  право становится внешним для  человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны  не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые  они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет  и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы  они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы  позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага  или инструмент их гарантирования (юридические  нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и  которыми защищено.

Сведение  права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного  права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника  — формальный (нормы права, или  позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между  ними порождает представление, а  точнее сказать, иллюзию того, что  субъективное право — «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Основные  признаки права 

1.Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.   

Как и  любая иная система она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами – нормами – связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных - регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Любая правовая система для того, чтобы стать действенной и эффективной, должна сложиться как целостная, органическая система. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы. 
 В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц.  Они отражают объективные потребности общества и государства и “проецируются”   на  реально  существующие  экономические, политические и иные отношения. В этом плане, несомненно, прав был К.Маркс, когда писал, подчеркивая объективно обусловленный процесс нормотворчества, что “законодательная власть не создаст  
 2. Право – это не простая система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем различных социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями. 
 Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами. 
 Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относительно самостоятельных институтов? 
 В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения. 
 Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде “требований государства”. Государство при этом, “являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом.  Государственная власть оказывается над правом, а не под правом”.  Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное. 
 Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать “не факт, а право”. Государство, хотя он и издаст правовые акты, “не может быть источником права”, “потому что оно само вытекает из права”. Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает. 
 Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, – пишет с связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, “столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право”. С его точки зрения, тезис, согласно которому “право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение”, как и суждение о том, что государство является “слугой права”. 
 По мнению автора, государство и право “настолько соответствуют  
друг другу, настолько едины”, что вопрос о том, что из них первично что – вторично, “порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный вопрос характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели”. 
 Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что “обе эти ранние точки зрения игнорируют действительные взаимосвязи”, что в действительности “государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно является цементом другого” .  
 И.Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгляды, несомненно правы в том, что в теоретическом, а тем более – в практическом плане в значительной мере бессмысленно вести спор о том, что из двух явлений – государство или право – исторически первично, а что – вторично. 
 В частности, такой позиции наряду с российским профессором Л.Петражицким, придерживается также известный юрист, основатель теории “солидаризма” (“синдикалистского” государства) Леон Дюги.  
 “Вполне возможно доказать, - писал он, - что, помимо своего создания государством, право имеет прочное основание, предшествует государству, возвышается над последним и, как таковое, обязательно для него”. Государство, доказывал Дюги, должно быть “подчинено норме права”, которая находит “свое первое проявление в совести людей, более полное выражение в обычае, в законе и свое осуществление в физическом принуждении государства, которое таким образом оказывается ни чем иным, как силой, служащей праву”. 
 Идеи подчинения государства праву, его самоограничения, в том числе и с помощью права, разделял также видный немецкий социолог и правовед Георг Еллинек. Создавая теорию параллелизма, в соответствии с которой государство и право развиваются параллельно, “идут нога в ногу” и отождествляя государственный порядок с правовым порядком, автор в то же время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство . 
 Своеобразную позицию в вопросах соотношения государства и права занимал Людвиг Гумплович. Последовательно отстаивая мнение о том, что с высшей исторической точки зрения право и правопорядок являются для государства лишь средством” для решения стоящих перед ним задач, он в то же время считал, что “праву присуща тенденция - все больше и больше эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде правовой идеи”. 
 Если такие отрасли права, как административное право, пояснял автор, “всецело находятся под влиянием государства”, то такие институты (“сферы”) права, как право собственности, по мере развития общества, все меньше становятся подверженными влиянию государства, “существуют отдельно и самостоятельно от него”. 
 Окончательный вывод, к которому приходит Гумплович заключается в следующем: “Природа отношения права к государству основывается на том, что государство силою своей определенной деятельности...  создает все новые и новые сферы нравственности, из которых вытекает право. Но это последнее стремится к самостоятельности и независимости от государства. И вот, достигнув этого, данное стремление идет еще дальше. Оно направляется к господствованию над государством. Право хочет стать выше государства. Право не желает уже признавать своим творцом того, кому оно обязано своим существованием.  Напротив, оно само старается занять отцовское по отношению к государству положение”. 
 Помимо вышеприведенных в качестве примеров, существуют и иные точки зрения и суждения о характере взаимоотношений государства и права. При всей их сложности, пестроте и противоречивости подавляющее большинство из них основывается на одном и том же исходном тезисе, согласно которому нормы права обусловливаются правотворческой деятельностью государства, издаются им или санкционируются. 
3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою очередь, согласно различным, существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. 
 Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами под властных. 
 Как соотносится воля тех и других? Как она отражается в государственной воле и в праве? Эти и другие, им подобные вопросы издавна находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее обстоятельных ответов на них дал еще в начале XX века Г.ф.Шершеневич. “Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, - писал он, - то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвующих”. Чем уже круг властвующих, делал вывод автор, “тем резче выступает противоположность их интересов интересам остальной части государства. Чем шире круг, например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права” . 
 Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г.Шершеневич, должен подсказывать им “благоразумие и умеренность в правовом творчестве”. Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, “тесно сплетая” свои интересы с интересами подвластных, “по возможности, не доводя последних до сознания противоположности”. 
4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права.  Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. 
  Подчеркивая неразрывную связь нормы права и общеобязательности, Г.Кельзен вполне резонно считал, что “норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направление, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет”. 
 Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.  5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами. 
 Таковыми, в общих чертах являются основные признаки права определяемые его сущностью и назначением. 

Основные  принципы права 

Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.  
Виды источников права:  
• социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права); 
• государственные источники права - государство в лице его законодательных органов;  
• юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.   
Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.  
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах. 
Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.  
Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума -  всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.  
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного права.  
Государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.  
Законодательные органы государства - органы, устанавливающие общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.  
Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы. 
Стадии законодательного процесса:  
a) законодательная инициатива;  
b) обсуждение законопроекта;  
c) принятие закона;  
d) опубликование (промульгация) закона. 
Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.  
Признаки законодательной воли:  
a) носит специфический политико-правовой характер;  
b) имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.  
Носители законодательной воли -  носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной функции политически дееспособные лица. 
Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение государственной воли вовне.  
Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.  
Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.  
Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.  
Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны только для фиксированных в акте лиц.  
Действие нормативно-правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. 
a) Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы. 
b) Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия.  
c) Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом.   
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.  
Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.  
Содержание закона - правовые нормы. 
Законы:  
• Конституционный федеральный закон 
• Федеральный закон 
• Законы субъектов федерации 
Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.  
Виды подзаконных актов: 
по субъектам издания и сфере распространения: 
• Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства). 
• Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах. 
• Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств. 
• Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для регламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации. 
Юридическая сила - "указание" на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность.

Информация о работе Понятие и основные признаки права