Понятие и классификация принципов права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:00, реферат

Описание работы

Целью реферата является всестороннее изучение понятия и классификации принципов права.
Задачи реферата:
1) определить понятие и выявить значение принципов права;
2) изучить классификацию принципов права;

Содержание

Введение
Глава 1. Принципы права: понятие и значение
Глава 2. Классификация принципов права
Глава 3. Характеристика общеправовых принципов российского права
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

!!!Реферат по правоведению. Понятие и классификация принципов права.docx

— 86.35 Кб (Скачать)


Автономная некоммерческая организация 

Высшего профессионального  образования 

 

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Международный факультет


 

                                           Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине:

П Р А В О В Е Д Е Н И Е

Тема:

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

 

                                           Работу выполнил студент ГФК-311 группы

                                            Севрюкова-Ковальчук Ольга Александровна

                           (фамилия, имя, отчество)

 

                                            Работу проверил преподаватель

                                            ______________________________________

                        (фамилия, имя, отчество)

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Введение

Глава 1. Принципы права: понятие и значение

Глава 2. Классификация  принципов права

Глава 3. Характеристика общеправовых принципов российского  права

Заключение

Библиография

 

Введение

принципы права

Актуальность  темы реферата определяется несколькими группами теоретических и практических положений и проблем.

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.

Смысловое значение слова "принцип" в русском  языке - "руководящее начало" или "основополагающая идея".1

Законодательство, будучи социальным явлением, создаваемым  людьми с целью юридического закрепления  нормативно-правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, так же основано на определенных принципах.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

С одной  стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые  действуют во всей сфере правового  регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы  права определяют пути совершенствования  правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.

Принципы  права являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой  с ними.

Объектом  реферата являются принципы права.

Предметом реферата являются понятие и классификация принципов права.

Целью реферата является всестороннее изучение понятия и классификации принципов права.

Задачи  реферата:

1) определить  понятие и выявить значение принципов права;

2) изучить  классификацию принципов права;

3) дать характеристику общеправовых принципов российского права.

Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как С.С. Алексеева, С.А. Комарова, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, А.В. Малько, А.А. Никонова, В.Н. Синкжова и др.

Методологической  основой исследования являются: всеобщий диалектический метод, общенаучные  методы, такие как системный, анализ, синтез, дедукция, индукция. В работе применяются также частно-научные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой.

Структура реферата отвечает основной цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1. Принципы права: понятие и значение

 

Понятие принципов права является одной  из актуальных проблем современной  юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах  права наиболее ярко отражена его  сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме  того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной  науке представление о принципах  сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки.

Во-первых, под принципами права обычно подразумевают  лишь те основополагающие идеи, которые  получили официальное закрепление  в нормах законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что  принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и  к их числу нельзя отнести руководящие  идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в  правоотношениях, но не зафиксированные  в нормативно-правовых актах.1

Другим  негативным моментом является сужение  значимости принципов и ограничение  сферы их действия рамками правотворчества  и правоприменения, причем в правотворчестве  им отводится роль теоретической  базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм.2

По существу, руководящие положения при таком  подходе низводятся до вспомогательных  элементов, предназначенных исключительно  для обслуживания нужд, связанных  с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных  для непосредственного регулирования  общественных отношений.

Отсюда  вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе  юридических норм, а не к реальному  поведению субъектов правоотношений.1 Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.

Исследование  принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы  права - это лишь одна из абстрактных  форм его бытия, к которым принадлежит  и правосознание. Конкретным проявлением  права, главным свидетельством его  существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая  значимости воплощения принципов в  содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое  не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к  его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно  обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и  функциональный. При этом термины "принципы права", "юридические принципы'', "основополагающие идеи'', "отправные  начала'', "руководящие положения'' используются как синонимы.

Генетическая  характеристика принципов права  заключается в рассмотрении детерминированности  их содержания объективными социальными  закономерностями. Согласно материалистическому  пониманию отправных начал они  являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов  общественных отношений. "Не природа  и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют  природе и истории''.2

Основополагающие  идеи права выступают не произвольными  конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных  социальных закономерностей.

Фиксируя  в своем содержании необходимые  и существенные связи, имеющиеся  в обществе и в праве, они позволяют  установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению  и развитию.

В принципах  права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов.1 В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные  закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.

Общесоциальные  и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования  и его регулятора.

Гносеологический  аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными  закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных  правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические  принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны  и связи социальной действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой  отличительной чертой руководящих  положений в гносеологическом плане  по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы''.1 Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы.

Переход от казуальной к абстрактной форме  правового регулирования вызывается не только развитием человеческого  мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование "вперед'', дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический  аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с  понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент подчинен в них  главной функции - регулятивной, в  связи, с чем они обладают рядом внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.

Как отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающие идеи становятся принципами права с  момента их закрепления в нормативно-правовом акте. С ней нельзя полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены посредством судебных прецедентов, а в международном праве распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не согласуется и с реалиями российской правовой системы.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации1 общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал международного права не означает их обязательного закрепления в международных договорах и иных формальных источниках юридических норм. Она проявляется не только в нормотворческой деятельности государств, но и во всеобщности и постоянстве их фактической практики, прежде всего в устойчивой практике судов и иных юрисдикционных органов. Кроме того, законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость. Если оно масштабно игнорируется субъектами, к которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях. Достаточно вспомнить некоторые принципы Конституции СССР 1977 года (народовластие, юридическое равенство и т.п.), или зафиксированный ранее действовавшей Конституцией РСФСР принцип разделения властей, нереализованность которого на практике явилась одной из причин антиконституционного государственного переворота в октябре 1993 года.

Информация о работе Понятие и классификация принципов права