Понятие и классификация функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

1. Понятие  и классификация функций государства 

      Социальную  и политическую природу государства  обнаруживают его функции, ибо любой  феномен наиболее ярко проявляется  тогда, когда действует. Функции  государства - это основные направления  его деятельности, обусловленные  объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей  решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически  определенным характером общества.

       Другими словами, функции государства - это  основные направления внутренней и  внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

       Таким образом, функции государства непосредственно  выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные  интересы членов общества.

     Функции государства объективны. Они не зависят  ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто  этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства  является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого  существования, как то: природные  условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

     Необходимо  упомянуть о том, что практически  все, известные ныне теории происхождения  и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, - концепция государства  как воплощения идеи  "всеобщего  блага ".

     Второй  является концепция государства  как аппарата для осуществления  насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных  концепций развивают, прежде всего, естественно-правовая и органическая теории.

     Так,   авторы   естественно-правовой   теории   происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего- конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая   теория   возникновения   государства   (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

     Воплощением второй концепции - идеи насилия - является, прежде всего, теория марксизма. Кроме  того, определенное развитие позиции  марксизма  получили  в  более  поздней  теории,  связывающей  возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением  внутреннего и внешнего насилия  одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно  название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что   государство,   возникшее   в   результате   непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не  сотрутся  юридические различия   между   победителями   и побежденными.

     На  наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку  ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в  каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества.

     Классификация функций государства может быть осуществлена по нескольким критериям. Наиболее распространенными являются:

     •  особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех   общественных  отношений,   на  которые   государство воздействует в процессе своей деятельности

     •  обусловленная общественными отношениями специфика содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

     В зависимости от того, в какой сфере  общественной жизни осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и  внешних выделятся также основные и не основные. К основным относят  функции являющиеся наиболее важными  направлениями деятельности государства  но осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед  ним в определенный исторический период.

     К не основным функциям государства   относятся направления деятельности государства по выполнению его задач  в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин "не основные функции" является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть  более широкие по объему функции.

     Осуществление функций государства находится  в тесной связи с особенностями  организации и функционирования государственного аппарата. 
 
 
 

    1. Понятие состава  преступления
 

        Элементы состава преступления. Понятие состава преступления  не закреплено в Уголовном  законе. Но оно существует в  теории уголовного права и  следственно-судебной практике. Для  того, чтобы выделить внутри общей  массы преступных деяний определенное  преступление существует особое  понятие состава преступления.

      В теории уголовного права под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом  объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное  деяние как конкретное преступление (например, как вымогательство или  кражу, клевету или оскорбление). При наличии таких признаков  совершенное виновным деяние характеризуется  как преступление и является основанием для наступления уголовной ответственности (ст.8 УК РФ). Деяние признается преступлением, если оно общественно опасно, совершенно виновно и определено как конкретное преступное деяние в Уголовном Кодексе  Особенной части. То есть состав преступления отражает виновность, уголовную противоправность и общественную опасность определенного  деяния. Но имеются неединичные случаи назначения явно несправедливого вследствие мягкости наказания и за совершение тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и свободы граждан.

      Например: Саймуллов 29 октября 1999 г. в 19 час. на ул. Менжинского в г. Брянске потребовал у проходившего мимо Рогачева дать ему закурить. В связи с тем, что Рогачев отказал, Саймуллов затеял с ним ссору, а затем сбил его с ног и стал наносить удары ногами и руками по голове и телу, причинив тяжкие телесные повреждения, от которых потерпевший скончался.

      Фокинский районный народный суд г. Брянска 21 февраля 2000 г. признал Саймуллова виновным по ч. 2 ст. 108 УК РФ и назначил ему три года лишения свободы, т. е. на два года ниже минимальной санкции закона.  

      В диспозициях статей Общей части  Уголовного кодекса описываются  общие признаки, присущие всем или  отдельным видам составов преступлений. Однако такие признаки типичны. Поэтому  состав конкретного преступления - это структура преступления, основные признаки, обозначающие его сущность и специфические особенности. Он существует только в единстве этих признаков, где каждый связан с другими  и не существует вне состава преступления в целом. В законодательном описании признаков состава преступления отражены не все фактические признаки, а только наиболее значимые, которые  и делают совершенное деяние общественно  опасным. В диспозициях статей Особенной  части УК РФ описываются (обыкновенно) признаки оконченных составов преступлений. Однако в Общей части предусматриваются  также составы приготовления  к совершению преступления или покушения  на преступление, составы подстрекательства  и пособничества в преступлении ( глава 6, глава 7 УК РФ). Значение конкретных составов преступления состоит в  том, что они позволяют отличить преступное от законного. Без такого описания состава преступления невозможно было бы уяснить и отличить друг от друга умышленное убийство и грабеж, кражу и мошенничество. Без четкого  определения, например, шпионажа невозможно добиться единообразия в судебных разбирательствах и трудно поддерживать законность борьбы с преступностью в стране. По уголовному праву РФ предусмотрен перечень конкретных составов преступлений. Это значит, что преступным и уголовно-наказуемым является лишь то общественно-опасное  деяние, которое определено в Уголовном  кодексе и попадает под признаки какого-либо состава преступления (ст.3, ст.8 УК РФ). 
 
 
 
 

    1. Элементы  состава преступления
 

      Состав  каждого преступления состоит из элементов, характеризующих общественно-опасное  деяние с 4-х сторон. Это объект, объективная  сторона, субъективная сторона и  субъект. По содержанию признаков, образующих эти элементы одно преступление отличается от другого (кража от грабежа). Каждый элемент состава преступления состоит  из структурных единиц, которые в  каждом определенном составе специфичны и неповторимы. Существуют обязательные и факультативные признаки (элементы) состава преступления. Совокупность признаков необходимых для каждого  состава преступления называют обязательной, а признаки, характеризующие не все  составы преступления - факультативными. Вина лица (субъекта) - это обязательный признак для всех субъективных сторон составов преступлений, а орудие, место, время совершения преступления есть не во всех составах.  Также признаки составов преступлений могут подразделяться на конкретно-определенные и оценочные. Конкретно-определенные признаки - это  признаки, четко называющие то или  иное деяние, определяющие его как  преступление. Например, ст.152, в ней  расшифровывается понятие “торговля  несовершеннолетними” как “купля-продажа  несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего  в форме его передачи и завладения им”. Или ст.293 “Халатность”, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации. Оценочные же признаки включают в  себя такие понятия как “задолженность в крупном размере (ст.177 УК РФ), либо “ крупный ущерб” (ст.180 УК РФ), либо “корыстная заинтересованность и значительный ущерб” (ст.182 УК РФ).

      Рассмотрим  из каких конкретно элементов  состоит состав преступления. Это  объект, объективная сторона, субъект  и субъективная сторона.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Функции состава  преступления
 

      Фундаментальная функция означает, что состав преступления является единственным основанием, фундаментом  наступления уголовной ответственности. Это означает, что любое другое поведение, не содержащее признаков  преступления, не может служить основанием уголовной ответственности; состав преступления является достаточным  для наступления уголовной ответственности, а т.к. ответственность наступает  по определенной статье Особенной части  УК КР, то именно в этом смысле состав преступления следует считать и  юридическим основанием квалификации преступлений.

      Процессуальная  функция включает в себя определение  основных границ, в рамках которых  расследуется преступление. В процессе расследования устанавливаются  все признаки состава преступления и на этой основе лицо привлекается к уголовной ответственности.

      Состав  преступления обеспечивает разграничение  преступлений различных категорий, - а также преступления от проступка.

        Разграничительная функция. Понятно, что не могут существовать два абсолютно одинаковых (идентичных) состава; все составы преступлений различаются между собой хотя бы одним признаком. Отсутствие различий между составами означало бы разграничения смежных преступлений.

      Разграничительная функция состава имеет важное практическое значение, так как она  позволяет дифференцировать ответственность  в зависимости от степени общественной опасности различных преступлений, избирая те правовые последствия, которые  законодатель считает наиболее эффективными для борьбы с данным видом преступлений.

      В составе преступления нет таких  признаков, которые не играли бы разграничительные  роли. Каждый из них либо отделяет данный вид преступления от других видов, либо отграничивает преступление от иных правонарушений или общественно  опасных действий. Подавляющее большинство признаков состава выполняет первую функцию или одновременно обе. Так, например, понятие "тайное" (хищение) в составе кражи отделяет кражу от грабежа. Все остальные признаки этих составов совпадают, но зато отделяют кражу и грабеж от иных видов преступлений. Понятие "хищение" не только ограничивает кражу и грабеж от некоторых преступлений против личной собственности граждан (например, от уничтожения имущества), но отделяет их от гражданских правонарушений.

      Гарантийная функция не допускает необоснованного  привлечения к уголовной ответственности  лица, в деянии которого нет состава  преступления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Правоспособность граждан 

     Чтобы быть субъектом гражданского права, гражданин должен быть правоспособным и дееспособным.

     Гражданская правоспособность - это признаваемая государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Информация о работе Понятие и классификация функций государства