Понятие государства и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

В науке существуют различные понятия и определения государства. Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Содержание

1. Понятие государства и его сущность.
2. Признаки государства и их общая сущность.
3. Исторический тип и формы государства.
4. Политические режимы.

Работа содержит 1 файл

политол.docx

— 35.65 Кб (Скачать)

     Признаками  государства являются:

≈ наличие публичной  власти;

≈ суверенитет;

≈ территория и  административно-территориальное деление;

≈ правовая система;

≈ гражданство;

≈ налоги и сборы. 

1. Публичная  власть включает в себя совокупность  аппарата управления и аппарата  подавления. Для  выполнения функций  государства одна часть аппарата  обслуживает законодательствование,  исполнение законов и судебную  защиту граждан, а другая поддерживает  внутренний правопорядок и обеспечивает  внешнюю безопасность государства.

Публичная власть обладает своими особенностями: 

♦ отделена от общества;

♦ не имеет общественного  характера и непосредственно  народу не подконтрольна;

♦ чаще всего  выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого аппарата управления;

♦ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными  полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для  которых управление (подавление) является основным видом деятельности, которые  не участвуют непосредственно в  общественном производстве;

♦ опирается  на писаное формализованное право;

♦ подкреплена  принудительной силой государства. 

     Правовая  система - юридический "скелет" государства. Власть поддерживается  через юридические нормы. Государство,  его институты закреплены в  праве и действуют в цивилизованном  обществе опираясь на право  и правовые средства. Только государство  имеет право издавать обязательные  для всеобщего исполнения нормативные  акты: законы, указы, постановления  и т.п.

     Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

     Специальный аппарат принуждения и подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли.

     Только государство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

     Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют  уровень развития государства как демократического и правового. 

2. Государственный  суверенитет 

     Суверенитет выражается в независимости власти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость.  Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.

     Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.

     Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

     Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным. Ограничение суверенитета возможно в  добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.

     Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.

     Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. 

     Государственный  суверенитет не следует путать  с народным суверенитетом и  суверенитетом нации. Народный  суверенитет - исходный принцип  демократии, который означает, что  власть принадлежит народу и  исходит от народа. На практике  государственная власть и суверенитет  порой не совпадают с народной  властью и суверенитетом.

     Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возмож­ность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя­тельного государства.

     У государства есть свои государственные символы - герб, гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обра­щения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организации. 

3. Разделение  населения на территории 

     Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция (публичная власть). Территория является пространственной основой государства, теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

     Размер территории и численность населения является основанием для деления государств на малые, средние и крупные.

     В условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с обеспечением наилучших условий управления.

     Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства. 

4. Гражданство  - устойчивая правовая связь лиц,  проживающих на территории государства,  с данным государством, выражающаяся  в наличии взаимных прав, обязанностей  и ответственности.

      Государство — единственная организация власти в масштабе  всей  страны.   Ни  одна  другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству. 

5. Налоги и  сборы - материальная основа деятельности  государства и его органов.  Французский социолог Реймон  Арон отмечал, государство обязано  изымать какую-то часть доходов  отдельных лиц, чтобы финансировать,  как ему и положено, решение  задач всего общества. Денежные  средства, собираемые с физических  и юридических лиц, находящихся  на территории  государства которые  используются на обеспечение  деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих  и др.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Исторический  тип и формы  государства.

Исторический  тип государства

 Это очень  важное понятие, так как конкретная  форма государства предопределяется историческим типом государства. Что же такое исторический тип государства.

 Исторический  тип государства — совокупность  наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. С помощью этого понятия воспроизводится целый класс государств, обладающих однородной классовой сущностью с социальным назначением. В основе типологии государств лежат наиболее существенные признаки государства.

 Общественно-историческая  формация — это исторический  тип общества, основанный на том или ином способе производства.

 Истории известны  четыре типа классовой общественно-исторической  формации:

 Рабовладельческая  Феодальная Буржуазная Социалистическая 

 Каждый последующий  тип государства является исторически  более прогрессивным, чем предыдущие.

 Необходимо заметить следующее: в определенный исторический отрезок времени существуют государства различных типов; отдельные страны могут миновать тот или иной тип государства и перейти сразу к более высокому типу; существуют переходные от одного типа к другому государства;

 Вывод: тип  государства определяется той  или иной формой государства. 

Теперь непосредственно  перейдем к понятию формы государства.

 Формы государства  — это способ организации и  осуществления государственной власти на территории данной страны. Она включает три взаимосвязанных элемента:

 Форма государственного  правления. Это организация верховной  суверенной власти в государстве. 

 Существует  две основные формы государственного  правления: 

 — МОНАРХИЯ

 Такая форма  правления, при которой верховная  власть в государстве осуществляется одним лицом и передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при которой монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть и полномочия монарха ограничиваются конституцией.

 — РЕСПУБЛИКА 

 Форма государственного  правления, при которой верховная  государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики могут быть: — парламентские.

 Парламент  формирует правительство, которое  несет перед ним ответственность  за свою деятельность;

 — президентские

 Глава государства  (президент) непосредственно или  с последующим утверждением в верхней палате парламента формирует правительство, которым руководит сам; — парламентско-президентские.

 Парламент  и президент в той или иной  пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

 · Форма  государственного устройства

 Это территориально-организационная  структура государства. Формы  государственного устройства могут быть разделены на три группы:

  унитарные  — цельные, единые государства,  части которых не обладают признаками государственного суверенитета; — федерации — союзные государства, части которых в той или иной мере обладают признаками государственности и обладают суверенитетом; — конфедерации — союзы государств, образуемые для определенных государственных целей. Конфедерация — непрочное государственное образование. Как показывает история, они существуют недолго, они либо распадаются, либо превращаются в федеративные государства. 
 
 
 

4. Политический режим

 Это совокупность  средств и способов осуществления  политической власти. Различают два вида политического режима:

 — демократический

 Он характеризуется  тем, что государственная власть  осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.

 — авторитарный

 Государственная  власть осуществляется ограниченным  кругом властвующих органов и лиц путём использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и всевозможных принудительных учреждений.

 Для формы  государства определяющим фактором  является его исторический тип. 

 Существенное  значение для формирования формы  государства имеют также: а)  уровень экономического 

Информация о работе Понятие государства и его сущность