Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Содержание

Введение

1. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части

1.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…………………. .4

1.2. Органы государственной власти …………………………………………...6
1.2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти ….7
1.2.2.Органы представительной (законодательной) власти……………………9
1.2.3.Органы государственного управления (исполнительной власти) ……..11
1.2.4. Органы судебной власти …………………………………………………14

2. Местное самоуправление …………………………………………………….17

3. Единство и разделение властей ……………………………………………...20

4. Правовое государство ………………………………………………………..24

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

   Под местным  самоуправлением понимается самостоятельная  деятельность граждан (под свою ответственность  и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению  непосредственно или через формируемые  ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

   Местное территориальное самоуправление, вне  всякого сомнения, имеет прямое отношение  к проблеме организации народовластия  в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.

   Вторая  характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне “власти” должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.

   В настоящее  время муниципальные системы  всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности, частью конституционного механизма государства.

   Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.

   Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Включение в Конституцию России статей, касающихся местного самоуправления, вводит последнее в число основ конституционного строя, свидетельствует о принципиальном изменении отношения государства к местным органам власти и, несомненно, является признаком правового государства.

   Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей  ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

   В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное  самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.

   Перечень  полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

   обеспечение участия населения в решении  местных дел;

   управление муниципальной собственностью;

   обеспечение развития соответствующей территории;

   охрана  общественного порядка;

   защита  интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

   К исключительному  ведению местного самоуправления относятся  вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и  сборов.

   В целях  защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

   Необходимо  отметить, что на конституционном  уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.   

   3. Единство и разделение  властей 

   Одной из важнейших проблем, относящихся  к организации государственной  власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

   Разделение  власти — одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

   Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с другой.

   Сама  идея разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш. Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.

   Так, Монтескье  утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к "ужасному деспотизму" и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды).

   Впервые концепция разделения властей получила законодательное закрепление в  конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали влияние идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только системой сдержок и противовесов, но и трактовкой единства власти. Словами: "Мы, народ Соединенных Штатов …" создатели конституции провозглашали его суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем ветвям власти. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержит бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (стр. 16).

   В президентской  республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Так в  США этот принцип существенно дополнен системой "сдержек и противовесов", позволяющих не только разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их. В парламентских республиках баланс властей поддерживается специфическими средствами, в частности тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

   Конституционная доктрина некоторых стран (Латинская  Америка) исходит из существования  четырех властей: дополнительно  называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.

   Иногда  выделяется четвертая функция и  соответствующая ей ветвь власти - надзорная. В конституциях отдельных стран можно встретить упоминание о контрольной или контрольно-надзорной власти, или же о соответствующих органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

   Иногда  выделяются только две власти: законодательная и исполнительная, без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов, принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.

   В федеративных государствах иногда дополнительно  различают власть федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего, имеется в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и власть каждого из субъектов федерации.

   А там, где существует должность президента, наделенного значительными полномочиями и именуемого главой государства (но не главой исполнительной власти), не входящего, таким образом, в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.

   Говоря  о характере взаимоотношений  между тремя общепринятыми ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента:

   - необходимо  такое распределение полномочий, при котором создается механизм  сдержек и противовесов для  предотвращения злоупотреблений  властью;

   - необходимо  и сотрудничество между властями  в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

   Эти два  положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме  сдержек и противовесов.

   Таким образом, с учетом поправок, внесенных  в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.

   Наиболее  полное выражение принципа баланса властей присутствует в конституции Казахстана 1995 г. (п.4 ст. 3 гласит: “Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов”).

   В Конституции  Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве основы конституционного строя России, однако, положения о полномочиях  различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях новой Конституции.

   Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем:

   законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься только законодательным (правительственным) органом;

   исполнительная  власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

   между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

   судебные  органы независимы и в пределах своей  компетенции действуют самостоятельно;

   ни  одна из трех властей не должна вмешиваться  в прерогативы другой, а тем  более сливаться с другой властью;

   споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через  правовую процедуру, т.е. Конституционным  Судом;

   конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.  

Информация о работе Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части