Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:19, реферат
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях
1. Положение Президента
РФ в системе органов
1.1 Понятие главы государства
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
При различных формах
правления полномочия главы государства
выглядят неодинаково. В одних странах
функции главы государства
Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации
1. Президент
Российской Федерации
2. Участие гражданина
Российской Федерации в
Статья 2. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации
1. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.
2. Основные понятия
и термины, используемые в
Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. Президентом
Российской Федерации может
3. Гражданин
Российской Федерации,
4. Не имеет
права избирать Президента
5. Не имеет
права быть избранным
5.1. Не имеет
права быть избранным
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)
5.2. Не имеет
права быть избранным
1) осужденный
к лишению свободы за
2) осужденный
за совершение преступления
3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции
РФ 1993 г. Президент является главой
государства. В прежней Конституции
его функция была определена через
термины «высшее должностное
лицо» и «глава исполнительной власти».
Изменение конституционной
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 N 196-ФЗ со дня официального опубликования результатов ближайших, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона, выборов Президента Российской Федерации в подпункте 4 пункта 5.2 статьи 3 слова "четырех лет" будут заменены словами "шести лет".
Действующий Президент Российской Федерации избран сроком на четыре года (часть 1 статьи 81 Конституции РФ), а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором был избран Президент Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ).
Официальное опубликование
результатов выборов Президента
Российской Федерации осуществляется
Центральной избирательной
Центральная избирательная комиссия Российской не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 76 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ).
Импичмент (отрешение от должности) президента России — инициируемая парламентом юридическая процедура, предусматривающая лишение главы российского государства его полномочий. Предпринималась трижды, два раза в 1993, а затем в 1999 году, во всех случаях в отношении первого президента — Бориса Ельцина.
Юридическая процедура
В соответствии
с современным
Попытки импичмента в 1993 году
Первые две попытки ипичмента предпринимались в соответствии с Конституцией 1978 года в действовавшей на тот момент редакции (в период 1990—1993 годов к ней принимались многочисленные поправки, в том числе вводящие понятия Президента России и Съезда народных депутатов России, определяющие круг их полномочий, а также существенно изменяющие понятие Верховного Совета).
Март 1993 года
Основная статья: Конституционный кризис в России (1992-1993)
В марте 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации пытался отрешить Ельцина от должности в связи с его телеобращением 20 марта. За импичмент Ельцину проголосовали 618 депутатов при необходимых 699 голосах. В результате референдума, президент сохранил свои полномочия.
Сентябрь 1993 года
Основная статья: Разгон Верховного Совета России
В сентябре 1993 года,
после того как Ельцин указом № 1400
(признанным Конституционным судом не
соответствующим действующей Конституции
России 1978 года (с поправками 1989—1992 годов),
и являющимся основанием для прекращения
президентских полномочий Ельцина) предписал
Верховному Совету и Съезду прервать осуществление
своих функций, Верховный Совет, в свою
очередь, объявил о прекращении полномочий
Ельцина, в соответствии с решением Конституционного
Суда, на основании статьи 121-6 действовавшей
конституции. Созванный Верховным Советом
X (Чрезвычайный) Съезд утвердил это решение.
Однако, в ходе событий сентября —
октября 1993 года
Ельцину удалось сохранить контроль над
страной.
Информация о работе Положение Президента РФ в системе органов государственной власти