Полномочия президента РФ

Автор: Евгения Петрова, 15 Августа 2010 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве. Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Президент РФ в системе органов Государственной власти России…………………………………………………………………..5
Понятие функций Президента РФ……………………………………10
Полномочия Президента России……………………………………...14
Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти……………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Однако  неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.

     Предусмотрена в Конституции возможность отрешения  Президента от должности.

     Конституционный Суд указал в названном Постановлении, что досрочное прекращение полномочий Президента, в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, может произойти вопреки согласию Президента.

 

      2. Понятие функций  Президента РФ 

     Основные  функции Президента как главы  государства определены в Конституции  Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

     а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

     б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

     г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

     Первая  из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране4.

     Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию  РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы  граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

     Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать  по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента.

     Как гарант прав и свобод граждан, Президент  обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих…), по борьбе с организованной преступностью и т. д.

     Столь же широко сформулирована в Конституции  РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты.

     Только  Президент в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

     Президент не вправе  допустить территориальный  распад государства, внешнее вмешательство  во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление  этой функции должно проходить в  «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен.

     Здесь также Президент обязан действовать  решительно, исходя из собственного понимания  своих обязанностей как гаранта  Конституции или прибегнув к  толкованию Конституции с помощью  Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают)5.

     Сложной и ответственной является функция  Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров.

     Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

     Конституция РФ возлагает на Президента функцию  определения основных направлений  внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но оно всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

     Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих  представителей в субъекты РФ (это  и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства.

     В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении  официальных визитов в другие государства. Любые международные  обязательства, взятые на российское государство  должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными). 

     3. Полномочия Президента  РФ 

     Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

     Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной  деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные  с:

     1) формированием федеральных органов  государственной власти;

     2) участием в законотворчестве;

     3) функционированием исполнительных  органов государственной власти;

     4) обеспечением осуществления полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории Российской  Федерации;

     5) внешней политикой и обороной;

     6) иными сферами государственной  деятельности.

     Рассмотрим  эти основные сферы полномочий Президента.

       Важное значение имеют полномочия  Президента, связанные с участием  в формировании всех федеральных  органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.

     Президент представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных  судей и Генерального прокурора  Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

     На  Президента возложен Конституцией и  ряд полномочий, связанных с деятельностью  парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

     Президент подписывает и обнародует федеральные  законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

     Президент вносит законопроекты в Государственную  Думу, т.е. обладает правом законодательной  инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами  о соответствии Конституции РФ предусмотренных  в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

     Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом  в сфере, связанной не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти6.

     В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции  Председатель Правительства после  своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти, т.е. их перечне.

     Президент как глава государства совместно  с Правительством обеспечивает в  соответствии с Конституцией РФ осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

     В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

     Характеризуя  полномочия Президента по отношению  к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

     1) Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной  власти субъектов Федерации в  случае противоречия этих актов  Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

     2) Президент может использовать  согласительные процедуры для  разрешения разногласий между  органами государственной власти  Федерации и ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ);

     3) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, Президент управомочен своим Указом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;

     4) Президент вправе в предусмотренных  федеральным законом случаях  отрешать от должности высшее  должностное лицо (руководителя  высшего исполнительного органа государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешению предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

Информация о работе Полномочия президента РФ