Политический режим: понятия и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Политический режим передает уровень и формы развития демократии, политический климат страны в какой-то определенный период. Это связано с тем, что государство занимает основное место в любой политической системе. Не случайно политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Политический режим: понятия и виды……………………………...…4
1.1. Определение политического режима…….…….…………………………...4
1.2. Виды политического режима………………………………………………..5
Глава II. Характеристика видов политических режимов ……………….…......7
2.1. Демократия …………………………. ……………………………………….7
2.2. Тоталитаризм ……………………………………………………………......14
2.3 Авторитаризм..………………………………………………………………..18
Заключение …………………………………………………………………….…21
Список использованных источников и литературы …………………………. .2

Работа содержит 1 файл

Политические режимы испр нов.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются  демократической общественностью  как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют  гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

    Как историческое явление Демократия развивается  и изменяется по мере развития общества, смены социально- экономической  формации. Так,  при первобытнообщинном строе, где отсутствовали классы, существовала своего рода неполитическая демократия, воплощается в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации, то есть с появлением противоборствующих классов и возникновением государства, возникла политическая демократия.

    Демократия  имеет следующие основные признаки, которые ее отличают от иных форм:

    - признание народа основным источником государственной власти;

    - свобода предпринимательства и признания частной собственности;

    - реальная гарантированность прав и свобод человека;

    - осуществление государственной власти на основе принципа разделения власти;

    - децентрализация государственной власти;

    - возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле над ними;

    - отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

    - наличие легальной оппозиции5.

    Совокупность  политических, экономических, социальных, религиозных, культурных и иных условий влияет на формирование и развитее демократии.

    К политическим условиям относятся развитое гражданское общество, стабильность политической власти, существование  и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, политический плюрализм. Экономические условия включают в себя высокий уровень индустриального и экономического развития, высокую степень урбанизации, развитость массовых коммуникаций, рыночную конкурентную экономику, плюрализм форм собственности. А социальные условия характеризуются относительно высоким уровнем благосостояния граждан, сглаживанием социального неравенства, рассредоточением в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), социальным плюрализмом, наличием многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей. В качестве культурных условий выступают грамотность населения, его образованность в целом, гражданская политическая культура, демократические традиции. Особенностью религиозных условий являются наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

    В настоящее время в науке сложились  два основных подхода, которые по-своему интерпретируют условия формирования демократических систем и режимов. Так, сторонники структурного направления исходят из того, что демократические порядки складываются под доминирующим влиянием макрофакторов, к которым относятся экономические и социальные структуры, правовые порядки в обществе, соответствующие традиции, обычаи и т. д. Например, марксисты основным фактором становления политических порядков считали отношения собственности. Те качественные сдвиги, которые происходили в процессах производства, распределения, обмена и потребления в обществе. Согласно такому подходу, демократия должна быть подготовлена соответствующим социально-экономическим развитием общества, служить политическим оформлением тех базовых процессов, которые протекают в социальной сфере.

    Если  же судить по сложившейся на сегодня  практике, то можно сказать, что конкретными  предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического  порядка являются: достаточно высокий  уровень экономического развития страны; наличие рыночных отношений и индустриальной экономики; урбанизация; развитость массовых коммуникаций; помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.

    Демократия, как правило, невозможна и без  довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных оснований.

    Последние два-три десятилетия выявили еще  один мощный фактор демократизации, а  именно демонстрационный эффект западных демократий, чьи экономические и социальные успехи не только вызывают уважение со стороны многих народов, но и воспринимаются во многих странах как прямое следствие демократического типа политических порядков.

    Современная демократия - это представительство  интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство - это двоякого рода равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

    В универсальных способах и механизмов организации политического порядка  выражается специфика и исключительность демократического устройства власти. В частности, такая политическая система предполагает:

    -обеспечение  равного права всех граждан  на участие в управлении делами  общества и государства; 

    -систематическую  выборность основных органов  власти;

    -наличие  механизмов, обеспечивающих относительное  преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

    -абсолютный  приоритет правовых методов отправления  и смены власти (конституционализм);

    -профессиональный  характер правления элит;

    - контроль общественности за принятием  важнейших политических решений; 

    -идейный плюрализм и конкуренцию мнений.

    Действие  таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих  и управляемых особыми правами  и полномочиями, важнейшие из которых  связаны с действием механизмов прямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения или проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.

    Близка  по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая  также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.

    Представительная  демократия является более сложной  формой политического участия граждан. Она предполагает непосредственное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с обеспечением показательности политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Так, при мажоритарных системах голосования могут создаваться значительные преимущества партиям, которые победили своих соперников с незначительным отрывом.

    Демократический режим отличается правовой защищённостью личности, ограничением действий государственных должностных лиц рамками закона. Граждане имеют реальную возможность самоорганизовываться, самостоятельно создавать организации и объединения для удовлетворения и защиты своих интересов, т.е. одним из важных признаков демократического режима является наличие развитого гражданского общества. Свобода личности при демократии не безгранична, она определяется особым законодательством, но в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений, осуществлении выбора, ему разрешено всё, что не запрещено законом. Регулятивную функцию государство осуществляет в нормативно-правовой форме, т.е. вырабатывает правила, законы, единые для всех граждан, что исключает произвол со стороны государства, а гражданам позволяет действовать в рамках создаваемого нормативного порядка по собственному выбору. При демократическом режиме существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках. Складывается многопартийность, идеологический плюрализм. Граждане получают право влиять на процесс формирования политической элиты через систему всеобщего избирательного права, благодаря открытости работы высших государственных органов и независимости средств массовой информации.

    Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга. 

2.2. Тоталитаризм 

    В современном обществе также имеет  место и антидемократические  режимы, которые в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный режимы.

    Формирование  политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда  технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

    Первоначально понятие «тотальное государство» имело  вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное  с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

    Первые  тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

    Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

    Можно выделить шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

    - всеобщая государственная идеология;

    - одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

    - монополия государства на средства  массовой информации;

    - монополия государства на все  средства вооружения;

    - особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

    - жестко централизованный контроль  над экономикой6.

    Государство при тоталитаризме стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять определенный всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение человека от власти. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

    - глобальная централизация публичной  власти во главе с диктатором;

    - господство репрессивных аппаратов;

    - упразднение представительных органов  власти7;

    - монополия правящей партии и  интеграция ее и всех других  общественно-политических организаций  непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Информация о работе Политический режим: понятия и виды