Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:27, контрольная работа
Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».
Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.
ВВЕДЕНИЕ - 2-
1.ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ СОВРЕМЕННОСТИ - 4 -
1.1.Понятие политический режим - 4 -
1.2.Типология политических режимов - 6 -
1.3.Демократические режимы - 7 -
1.4.Недемократические режимы - 10 -
1.4.1.Тоталитаризм. - 11 -
1.4.2.Авторитаризм. - 12 -
2.ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РОССИИ - 15 -
2.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России - 15 -
2.2. Осуществление власти в современной России - 16 -
2.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России - 18 -
2.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России - 19 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 21 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 22 -
- 4 -
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Институт управления"
(г. Архангельск)
Кафедра: Гражданского права
Дисциплина:
Право
Вид работы (контрольная работа)
Тема: «Политический режим: понятие, признаки, виды.
Особенности политического режима России."
Выполнил:
Студент: Груздов А.А.
Факультет: экономический
Курс: 1
Группа: 11ЭЗБ
Специальность: 080100,62
Шифр зачётной книжки:
ЭЗб-1117903
Проверил: Пшенко А.Г.
Архангельск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ - 2-
1.Политические режимы современности
1.1.Понятие политический режим
1.2.Типология политических режимов
1.3.Демократические режимы
1.4.Недемократические режимы
1.4.1.Тоталитаризм.
1.4.2.Авторитаризм.
2.Политический режим в России
2.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России
2.2. Осуществление власти в современной России
2.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
2.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».
Важнейшей характеристикой политической системы является политический режим.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе.
Целью данной работы является изучение типологии и содержания политических режимов современности. Для достижения данной цели были использованы следующие задачи: знакомство и обобщение известной литературы, касающейся политических режимов, изучение политического режима в России.
1.Политические режимы современности
1.1.Понятие политический режим
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.
Так, В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)».[1]
Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий ― делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, поскольку это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах ― государственной и общественно-политической; а также характеру политической системы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-политические организации.
Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим ― характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.[2]
Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:
степень участия народа в формировании политической власти;
гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
1.2.Типология политических режимов
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Какие виды политических режимов существуют?
Различные политологические школы предлагали свои варианты типологии политических режимов, их идеальных моделей. В настоящее время сохраняется многообразие трактовок природы и типологии режимов функционирования власти, можно встретить более двадцати подходов, оснований для выделения политических режимов:
– античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
1. по тому, в чьих руках власть;
2. по тому, как эта власть используется;
– в зависимости от социального состава политической элиты политические режимы подразделяют на гражданские, военные, военно-гражданские, клерикальные (государственная власть в руках духовенства и ориентируется на догмы той или иной религии), патриархальные (во главе государства находятся по традиции монарх, вождь племени и т.д.);
– на основании различий в социально-классовой ориентации марксисты подразделяют политические режимы на социалистические, капиталистические, конвергентные (опирающиеся на все положительное, что присуще первым двум режимам);
– по идеологическим различиям политические режимы подразделяют на неоконсервативные, либерально-демократические, социал-реформистские и т.д.;
– разделение политических режимов по объему прав и свобод граждан, по степени участия их в формировании и функционировании общественной жизнью. На базе этого выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические режимы.[3]
1.3.Демократические режимы
Демократия – ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) – народовластие – это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.
Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием». Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода.
Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественной мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Формирование концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, требований автономии и социального равенства индивидов.
Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии, предполагающая повседневное и непосредственное участие в управлении всех граждан, в больших политических образованиях, подобно национальным государствам (а не в маленьких городах-полисах), практически неосуществима. Вследствие этого первоначальный смысл демократии трансформируется, приспосабливается к новым потребностям жизни. Нарастающее многообразие социальных интересов, обусловленное прогрессом общества, усложняет и специализирует управленческие функции. В результате первоначальный смысл демократии как народовластия все более существенно расходится с реальными механизмами осуществления власти. Это и вносит известную путаницу в понимание данного термина.[4]
Характерные черты демократического режима:
1. Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве );
2. Выборность основных органов власти и, прежде всего, законодательным путем равного, всеобщего и тайного голосования;
3. Подчинение меньшинства большинству;
4. Верховенство закона; равноправие граждан, гарантия их прав и свобод, равенство всех перед законом;
5. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, их относительная самостоятельность в рамках своих полномочий;
6. Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
7. Институты гражданского общества самостоятельны, действуют без государственного вмешательства.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.