Политический режим как элемент формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы - исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
В ходе данной работы, исходя из поставленной цели, нам необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть структуру и оформление политического режима;
2. Классифицировать разнообразие политических режимов.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура и оформление политического режима
1.1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
1.2. Легитимность власти – необходимая предпосылка оформления политического режима
Глава 2. Классификация политических режимов и их стабилизация
2.1. Типология политических режимов
2.2. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая. ТГП. Политический режим как элемент формы государства.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Четыре состояния власти:

- Стабильная до такой степени, что в использовании средств принуждения нет никакой необходимости. Это ситуация, более или менее типичная для повседневного существования демократических режимов.

- Стабильная, но в ряде случаев вынужденная обращаться к средствам принуждения, используя поддержку общественного большинства. Такое положение может складываться как в условиях демократии, так и авторитаризма, когда авторитарный режим уже прошел фазу своей консолидации и достаточно стабилен.

- Относительно стабильная власть, функционирующая исключительно благодаря использованию средств принуждения. Возможны примеры, когда режим сохраняет свои позиции достаточно длительное время, опираясь лишь на военно-полицейскую силу.

- Нестабильная, крайне слабая власть, когда ничто - ни убеждение, ни принуждение - уже не обеспечивает ее стабилизацию. Распад коммунистической системы - результат именно такого ее одряхления, когда убеждение потеряло свою притягательную силу, а принуждение не может быть эффективным по экономическим соображениям.

 

1.2. Легитимность власти – необходимая предпосылка оформления политического режима

 

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность — не одно то же. Легальность власти — юридическое обоснование юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти[3].

Гораздо более точным представляется подход к определению легитимности государственной власти, предложенный Ж.Л. Кермонном. «Принцип легитимности, - пишет он, - состоит в соответствии политической власти какой-либо страны ценностям, на которые опирается режим, чью деятельность этот принцип обеспечивает». Конечно, имеется в виду, что «ценности» разделяются самим народом.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает в себе лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

Очень хорошо заметно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств, в которых слаборазвита политическая система. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты очень слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это как правило не результат закономерных процессов, а следствие особых каких-нибудь обстоятельств (например, богатство энергоносителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это чаще всего монархи либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, что характерно для государств с высокоразвитой политической системой. Далее идет, традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности[4].

Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:

1.   Признание государственной власти легитимной по происхождению, своему источнику, установлению, передачи.

2.   Одобрение подавляющим большинством населения деятельности субъектов государственной власти.

3.   Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряется подавляющей массой населения.

4.   Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества.

5.   Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации.

6.   Признание и ратификация государством международно–правовых документов по проблемам международной безопасности и защите прав и свобод человека, одобренных большинством стран – членов ООН.

Все перечисленные признаки легитимности государственной власти можно классифицировать на внутренние и внешние. Это очень важная классификация, которая необходима при анализе государственной власти конкретных государств. Безусловно, главной является внутренняя легитимность, а внешняя – вспомогательным критерием. Причем легитимность не может быть абсолютной, так как в любой есть недовольные властью.

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Классификация политических режимов и их стабилизация

2.1. Типология политических режимов

 

Следует политические режимы поделить на демократичные и на антидемократичные, основные признаки режимов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Основные признаки политических режимов

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

формирование органов власти выборным путем

формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выюоров либо без выборов

политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов

наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма

государственное существование политических прав и свобод граждан

бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан

 

Демократический государственно-политический режим характеризуется приверженностью не только действительно демократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному использованию соответствующих способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной власти. Как показывает исторический и современный опыт, наиболее адекватной почвой для утверждения таких режимов служат социально ориентированная экономика, достижение сравнительно высокого общего жизненного уровня населения, гражданское общество, реализация принципов социальной справедливости и социального согласия и др. Не случайно, что подобные режимы прочно утвердились и успешно функционируют сегодня в индустриально развитых странах, в то время как даже в тех развивающихся странах, которые избрали в целом демократический путь развития, применение принципов, форм и методов демократии оказывается объективно ограниченным низким уровнем экономического развития, нищетой основной массы населения, острыми социальными конфликтами, чрезвычайно низкой общей и особенно политико-правовой культурой граждан. Это, конечно, не значит, что среди развивающихся стран нет и не может быть стран с демократическим режимом. Но даже тогда, когда это имеет место, речь может идти реально чаще всего о либеральной, либерально-демократической разновидности такого режима и лишь в отдельных случаях о становлении собственно демократического режима. И в большинстве постсоциалистических стран происходит сегодня именно процесс становления подлинно и последовательно демократических государственно-политических режимов[5].

Говоря обобщенно, для демократического государственно-политического режима свойственны ряд общих сущностных черт при всем многообразии конкретных форм его проявления. Важнейшие из них состоят в следующем.

1. Признание и гарантированное осуществление народовластия, суверенитета народа в качестве фундаментальной основы всей государственной и политической системы страны.

2. Законодательное закрепление и гарантированное осуществление основных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие подлинную и высокую свободу, автономность и активную самодеятельность граждан.

3. Связанность государственной власти правом и законом, подчиненность им ее органов, т. е. правовой характер этой власти.

4. Разделение и равенство ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, использование системы разнообразных сдержек и противовесов в процессе их взаимодействия. Эти ветви власти одновременно независимы друг от друга и взаимосвязаны.

5. Политический плюрализм, обеспечивающий, в частности, многопартийность.

6. Политический плюрализм и многопартийность, предполагающие свободу организации и деятельности оппозиции, периодическую легальную и легитимную смену у руля государственной власти представителей различных партий и движений, беспрепятственное выражение мнения оппозиционных сил по вопросам правительственной политики и государственного управления, уважительное отношение к нему и учет его при принятии государственной властью политических и управленческих решений и т.д.

7. Политический плюрализм и многопартийность, органично связанные и с необходимостью обеспечения идеологической свободы и идеологического многообразия, включая свободу агитации и пропаганды, гласность, независимость средств массовой информации и т.д.

8. Широкое реальное участие граждан в осуществлении государственной власти, т. е. применение принципа партиципации как способа реализации обратной связи государства с населением.

9. Децентрализация государственной власти и развитие местного самоуправления, позволяющие обеспечить вертикальное разделение власти и предотвратить монополизацию этой власти вверху в ущерб среднему и низшему звену государственной системы.

10. Крайне узкое, строго ограниченное законом применение насильственных способов и методов осуществления государственной власти.

Большинство аналитиков сходятся в том, что «главным преимуществом демократии и источником силы демократических режимов является способность к самокоррекции».

Под антидемократическими следует выделить авторитарный, тоталитаризм, так же можно рассмотреть деспотический режим и тиранию как предшественники тоталитарного режима.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «TOTALITAS» - цельность, полнота и «TOTALIS» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи[6].

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1)               есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2)               партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

Информация о работе Политический режим как элемент формы государства