Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния.
Введение.
1. Обоснование выбранной темы. ………………………………..
2. Задачи курсовой работы. ……………………………………….
I. Политическая система общества.
1.1. Понятие политической системы. Ее компоненты. …………….
1.2. Критерии и подходы изучения политической системы. ……...
1.3. Классификация политических систем. ………………………….
1.4. Закономерности развития политической системы общества...
II. Государство в политической системе общества.
2.1. Понятие о государстве. ………………………………………..
2.2. Государство как основной институт общественной системы.
2.2.1. Общечеловеческий характер государства. …..………
2.2.2. Гражданство. ……………………………………………..
2.2.3. Социально-классовый характер государства.………..
2.2.4. Государство как связь политической системы и гражданского общества. …………………………………….
2.2.5. Государство и общественные организации.
2.3. Место и роль государство в политической системе общества. ……………………………………………………………………
2.4. Особенности государства как составного элемента политической системы.
Заключение.
1.4. Закономерности развития политической системы общества.
Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия.
Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.
Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.
Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.
II. Государство в политической системе общества.
2.1. Понятие о государстве.
Обратимся к определению понятия “государства”, которое дает нам большой юридический словарь:
Государство – это (в теории права) – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат.
“С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:
1. Государство – это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно – повторяем – является организацией политической власти.
2.Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно не выделяются)... Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства, таким образом оно должно выполнять свою политическую функцию.
3. Власть – это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть -–это особая разновидность социальной власти, которая, в отличии от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств.
4. Государство есть организация политической власти определенного общества. “Государство вообще”, как известно, бывает лишь в реории , в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ… Именно из обобщения деятельности конкретных государств выводятся параметры более совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства”[1].
К общим признакам государства относятся:
1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
2. Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-
3. Государственный суверенитет. Это независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все вои дела. Государственный суверенитет имеет две стороны. Это внутренняя сторона – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. И внешняя сторона - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутрегосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.
4. Существует аппарат принуждения. Этот аппарат состоит из армии, органов безопасности и общественного порядка, судов, прокуратуры, тюрем, мест заключения. Больше не существует ни одной другой организации, которая имела бы право содержать такой аппарат принуждения.
5. Сбор налогов и пошлин. Доходы, получаемые в виде налогов, идут на содержание армии, полиции, государственного аппарата, а также для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
“Все перечисленные признаки государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны”.[2]
2.2. Государство как основной институт общественной системы.
Государство можно считать первой политической организацией. У разных народов государства возникали по разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были факторы: совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Государство – это не единственная политическая организация классового характера. Из курса истории мы знаем, что наряду с возникновением государства и в его рамках возникали различные негосударственные организации и объединения, которые отражали интересы определенного круга людей и принимали участие в политической жизни общества. Примерами таким организациям могут стать объединения собственников – общины, гильдии и цеха, сложившиеся в феодальном обществе. Или разного рода политические партии и движении, которые существуют наряду с государством в нашем обществе. Но тем не менее, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено следующим.
Государство в своей деятельности в первую очередь выступает как альтернатива бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями и т.д. Государство предотвратило самоуничтожение общества людей на самой ранней ступени его развития. Хотя, именно государство на протяжении многовековой истории человеческого общества ввергало своих граждан в междоусобные конфликты и войны. Примерами тому могут служить Первая и Вторая мировые войны. “В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы”.[3]
2.2.2. Гражданство.
Кроме всего прочего государство можно рассматривать и как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Историческая, идеологическая, социально-экономическая связь человека с государством просматривается в политико-правовой категории гражданство. Каждый из сограждан заинтересован в существовании государства с его аппаратом управления и принуждения, так как каждый рассчитывает с помощью государственной машины получить личную независимость и свободу в общении с согражданами, охрану семьи и собственности, гарантии безопасности от вторжения в частную личную жизнь. Эти гарантии и обеспечивает государство для своих граждан. Как гражданин индивид приобретает устойчивые политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических партий и т.д. Таким образом именно через государство человек включается в политическую жизнь общества.
Вместе с тем между государством и некоторыми гражданами существуют определенные противоречия связанные с противоречиями между государственной бюрократической машиной и демократическими принципами общества, между развитием самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и т.д. Эти противоречия можно охарактеризовать как основные противоречия политической системы общества в целом. Эти противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную или расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.
2.2.3. Социально-классовый характер государства.
В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической сисчтемой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, и одновременно классовых проблем.
Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.
В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает “правила игры”, для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистических противоречивых интересов. Демократическое государство стремиться обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
2.2.4. Государство как связь политической системы и гражданского общества.
Государство выступает важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.