Политическая функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:47, сочинение

Описание работы

Теория государства и права, как наука, направлена на изучение государства с различных сторон и аспектов. Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, создающая право, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций1. Изучение государства, как социального института, это познание его возникновения и развития. Наука теория государства и права для описания, прогнозирования и объяснения деятельности государства использует понятие «функции государства».

Функции государства – это главные направления деятельности государства по управлению обществом.2 В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Работа содержит 1 файл

Эссе по тгп.docx

— 30.19 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации

Государственный Университет-

Высшая  Школа Экономики

Нижегородский филиал 
 
 

Факультет Права

Кафедра конституционного и административного  права

Эссе

По дисциплине

Теория  государства и  права

На тему

«Политическая функция государства» 
 
 

Выполнила студентка группы 10Ю-3

Сорокина  Н.Б.

Научный руководитель:

Доцент

Тенилова  Т.Л.

. 
 
 

Нижний  Новгород 2010

       Теория государства и права, как наука, направлена на изучение государства с различных сторон и аспектов. Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, создающая право, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций1. Изучение государства, как социального института, это познание его возникновения и развития. Наука теория государства и права для описания, прогнозирования и объяснения деятельности государства использует понятие «функции государства».

Функции государства  – это главные направления  деятельности государства по управлению обществом.2 В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей, материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Автор данной работы полагает, что одной из самых важных функций государства является политическая функция. Она, в отличие от остальных функций государства, может одновременно являться как внешней, так и внутренней функцией. Автор в своей работе подробно изучил  политическую функцию государства, ее значение и сферы ее действия.

Безусловно, все  функции государства носят политический характер, однако в политической области  действует целая система политических институтов, учреждений государственных  органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

 Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют: 

  1. реализация  волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).
 
  1. обеспечение государственного суверенитета, определение  правового положения конкретных территорий и управление ими.
 
  1. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство  представляет собой юридическую  личность, субъект права. Вместе с  тем осуществление функции обеспечения  народовластия предполагает наличие  правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства  от общества, ответственность перед  ним.
 
  1. защита  конституционного строя, которая реализуется  как специальными органами (Конституционным  судом), так и непосредственно  народом, путем осуществления права  на сопротивление любой попытке  насильственного изменения или  устранения существующего конституционного строя. 
 

Правотворчество это одна из самых важных задач. Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума — всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.     Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие:  

  1. Народный  характер правотворчества. Государство, стремящееся стать правовым, в своей законодательной деятельности должно быть тесно связано со своим народом, с самыми широкими слоями населения. «К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать и народу»3. Народный характер правотворчества проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из народных депутатов, представляющих население; во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан.
 
  1. Демократизм правотворчества. Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Получает распространение практика всенародного обсуждения законопроектов. Наиболее важные законопроекты могут выноситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.
 
  1. Научный характер правотворчества и его связь  с правоприменительной практикой. Правотворческие органы при разработке и издании юридических норм изучают  социально-экономическую и иную ситуацию, объективные потребности  развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.
 
  1. Законность  правотворчества. Она выражается в  том, что все действия субъектов  правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах  и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных  органов, процедуры обсуждения, порядка  опубликования нормативно-правовых актов.
 

Следующая задача политической функции – это обеспечение внутреннего и внешнего суверенитета. Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, то есть ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории (внутренний суверенитет) и независимость во взаимоотношениях с другими государствами на политической арене (внешний суверенитет)4.

Иными словами, суверенитет означает, что все  правила на территории данного государства  устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью  другого государства.

В современном  международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие  национального суверенитета, понимаемого  как право каждой нации на самоопределение5. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития6.

 
Однако принцип национального  суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право  на государственный суверенитет  на определённом историческом этапе  становится правом нации, которое может  реализовываться нацией, как в  форме создания собственного государства, так и путём вхождения в  состав более крупного государственного образования7.

 В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимо «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»8. Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение9.

Следующая задача политической функции - это защита конституционного строя нашей страны, защита прав и свобод граждан через специальные органы государственной власти. Конституционный строй – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, которые устанавливаются и защищаются конституцией и другими конституционными актами Российской Федерации10. Автор работы полагает, что ярким примером защиты конституционного строя РФ является указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, в котором утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В числе национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу закреплены: развитие демократии и гражданского общества; повышение конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

 Автор работы  считает, что главной целью  современного Российского государства  должно  стать формирование гражданского  общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Политическая же функция государства направлена на создание жизнеспособного демократического общества, что необходимо для современного государства. Однако на данном этапе развития, на котором находится Российская Федерация, это не возможно. Политическая функция создает определенную атмосферу , позволяющую развиваться другим основным направлениям деятельность государства, поэтому она является одной из самых ключевых функций государства по управлению обществом. 
 
 

Список литературы: 

 

  1. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
 
  1. Монтескье Ш. Л. О духе законов. СПб., 1900. С. 17
 
  1. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та
 
  1. Теория  государства и права / под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юрист, 1999.
  2. Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. — М.: Изд. ИМО, 1963. — С. 192.
 
  1. Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии).—М.,:Юрид. лит., 1978. — С. 3-4, 18-19.

Информация о работе Политическая функция государства